Знаменитая эпиграмма Валентина Гафта: «Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян». Действительно, Армен Борисович Джигарханян за свою актёрскую жизнь переиграл немало выдающихся характерных персонажей, и среди них всех самый характерный и выдающийся — сам Армен Борисович. Ведь и внешне, и внутренне, и по темпераменту похожего на него актёра на нашем звёздном небосклоне не было и нет.
Надо заметить, что сам Армен Борисович всегда недолюбливал свою внешность: маленький, с короткой шеей, длинным носом. Но с годами Джигарханян понял, что да, пусть и не красавец, пусть маленький, пускай шея и нос, но зато штучный, не такой, как все, а именно таких «не таких» и запоминают люди. Кстати, зрители, его почитатели, поняли это гораздо раньше. Но это было потом, а до тех пор, до своего звёздного часа Армен Борисович прошёл непростую школу жизни.
Актёром он хотел быть ещё со школьной скамьи и от мечты своей никогда не отказывался. Да и как отказаться, если самый близкий человек на свете тебя в этом рьяно поддерживает? А самым близким человеком для Армена Джигарханяна была его мама. Она одна вырастила сына Армена — отец оставил их семью, когда мальчику было всего два месяца. Уехал на учёбу, а вернулся с тремя детьми от другой женщины. Они встретились только спустя 17 лет. Как вспоминал Армен Борисович, он тогда не испытал никаких сыновних чувств, впрочем, как не испытал и горя, когда узнал, что отца не стало…
Вообще, Джигарханян приучил себя не скрывать своих чувств или их отсутствия, не стесняться, если ему некомфортно, не лебезить перед начальство, быть таким, какой он есть. Ведь мама учила его совсем не советским манерам: «Хочешь кушать, спроси, можно ли покушать, не жмись и не стесняйся». Он и не стеснялся.
Но все эти приёмы и извинения будут потом… Многие думают, что Джигарханян — счастливчик, ему доставались лучшие роли, он переиграл в кино таких героев, которые многим артистам «не светят», одна только «Здравствуйте, я ваша тётя!» чего стоит или Горбатый из «Место встречи изменить нельзя». Хотя Горбатого актёр не очень жалует, говорит, что слишком прост для него, не то что какой-нибудь «многослойный» классический персонаж. Но на самом деле, прежде чем попасть на съёмочную площадку, Армен Джигарханян выслушал в ГИТИСе неприятное заключение от приёмной комиссии: «С вашим акцентом вы для профессии не подходите». После целый год проработал осветителем, затем было десятилетие в Русском театре, и только потом случилась она, Москва, а вместе с ней постепенно, роль за ролью, Джигарханяну покорился и весь советский кинематограф.
Она стала помогать ему и в работе, и в жизни. Когда у Джигарханяна произошёл микроинсульт, именно Виталина каждый день обивала порог больницы, а потом уже дома ухаживала за актёром. Сейчас в ответ на реплики тех самых злых языков он бросает им в лицо рассказ о том, как Виталина помогает каждый день натягивать ему специальные лечебные гольфы. Это ли не любовь? Хотя в любовь Джигарханян не верит, говорит, что сами себе придумываем эти чувства. Но сам, несмотря на неверие, продолжает боготворить свою женщину, ради которой накануне 80-летия развёлся с первой супругой, а она в ответ смотрит на него любящим взглядом и каждое утро помогает ему надеть те самые пресловутые лечебные гольфы.