Сергей Юрский: «Все торгуют. Собой!»

Актер, писатель Сергей Юрский. 2012 год. © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

В конце декабря 2012 года жюри Международной премии Станиславского (а это одна из самых престижных мировых театральных наград) единогласно присудило её Сергею Юрскому. Этот блистательный актёр награждён «За выдающийся вклад в развитие российского театра».«АиФ» встретился с лауреатом, чтобы узнать, каким нужно быть человеком, чтобы добиться общественного признания.

Досье
Сергей Юрский родился в 1935 г. в Ленинграде. Актёр, режиссёр, сценарист. Народный артист РСФСР. Сыграл в картинах «Республика ШКИД», «Золотой телёнок», «Фурцева» и др. Жена - актриса Наталья Тенякова. Дочь - актриса Дарья Юрская.
   
   

Вечный переходный период

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Сергей Юрьевич, вы называете себя человеком ХХ века и лишь гостем века ХХI. Сейчас по-прежнему не спадает острота спора: что лучше — Советский Союз, когда не было свободы, но все более-менее сыты, или сегодняшняя система — свобода есть, но голодные люди на улицах...

Сергей Юрский: А тогда не было?! Неправда, что в советское время все ходили с набитыми животами. Голод­ные люди есть всегда и везде. Социализм? Это была другая жизнь. Хотел бы я вернуться туда, в прошлое? Совершенно пустой разговор! Социализм кончился. Был бы у нас капитализм, можно было бы его обсуждать. Но он ещё не начался. Как и социализм тогда тоже не начался. Поэтому мы постоянно живём в переходный период.

Когда мне жилось более комфортно, спрашиваете? Комфорт — самое вредное, что может быть для человека искусства. «Комфортно» — это значит, ты занимаешься не искусством, а, скажем, торговлей. Например, торговлей собой. В буквальном смысле слова. Сегодня обёртка, упаковка важны. Как обернуть, чтобы продать подороже, а сил и средств затратить поменьше? Искусство к этому отношения не имеет. Искусство — поиск того, что называется истиной на данный момент. Но сейчас торговые отношения пришли и в искусство. Теперь надо непрерывно набивать зал. Причём набивать сразу и всё время. Лучше, чтобы был бесконечный сериал. Это то, что называется словом «комфортно».

Сергей Юрский и его дочь Даша на кухне. 1982 год. Фото: www.russianlook.com

— В своём послании Федеральному собранию президент сказал, что коррупция уничтожает потенциал национального развития. У государства украдены миллиарды. При этом у фигурантки громкого дела Васильевой хватает наглости заявить, что она недовольна: лишили кухарки!

— Я скажу на это, что мы живём с ними совсем в разных мирах. И одни даже представления не имеют о других! А называемся мы одной страной, одним народом и говорим, что ищем общую идею. Выход, спрашиваете? Должны появиться люди, группы людей, которые поймут, что у нас один народ, одна Россия, которые поверят в это и попробуют сделать так, чтобы люди друг друга разглядели.

Страшные вещи порой показывает телевидение: нищие семьи, живущие в абсолютно нечеловеческих условиях. И ещё идут обсуждения — надо ли им помогать или не надо? Надо прибавить 15% к зарплате учителю или не надо? Люди живут в состоянии постоянного унижения. И материнский капитал — это обман: «Не тратьте эти деньги на это, не тратьте на то». Вы хотите помочь — ну дайте эти деньги уже, и всё! В моей семье есть второй ребёнок. Мы можем прожить и без этого материнского капитала, потому что все трудящиеся люди. Но оскорбительно, что капитал вроде бы есть, но до него не добраться.

   
   
Кадр из фильма «Золотой теленок» (режиссер Михаил Швейцер). В роли Остапа Бендера — Сергей Юрский, в роли Корейко — Евгений Евстигнеев. 1967 год.

— Не добраться детям из бедных семей и до хорошего образования. При этом Министерство образования намерено закрыть многие гуманитарные вузы. Мол, дают низкий уровень подготовки...

— Пока существуют договорённости, семейственная поддержка, дружеские связи — всё то, что развилось сегодня в совершенно немыслимых масштабах, я убеждён, ничего не изменится. Закрыты будут не те вузы, которые «заплошели», а те, которые не нашли поддер­ж­ки. Образование — главная дыра в нашей нынешней системе. Тут надо не заплату ставить, а заново шить весь кафтан! То, что сейчас происходит в этой сфере, страшно. «Любые дипломы в любое время»... Это отражает нынешнюю ситуацию — коррупция, дичайшее взяточничество в области преподавания, в сфере профессионального, профессорского, учительского корпусов. Катастрофа порождена, с одной стороны, нищенскими зарплатами. С другой стороны, когда человек имеет возможность преподавать там-сям, числиться в десяти местах и заниматься откровенной халтурой, он тоже участвует в процессе разложения общества. Нынешней государственной идеей наряду с другими должно стать образование. Сейчас ведь всё подменилось. Происходит уничтожение лучшего путём победы более ловкого. Вот где страшное торжество денег!

Театр им. Моссовета. Спектакль «Полонез». Режиссер Сергей Юрский. 2010 г. Фото: www.russianlook.com

— Сергей Юрьевич, люди знают вас как человека прямолинейного, независимого. Вы не боитесь говорить правду. Это не мешает в жизни?

— Я несколько даже удивлён вопросом! Вы тоже затрагиваете серьёзные темы, самые серьёзные, я бы так сказал. Вам не страшно такие темы поднимать?

— Но другие на эти же вопросы отвечали бы крайне осторожно.

— Бояться? Чего? Что посадят в тюрьму?

— Бояться каких-то последствий.

— Вот это и есть победа денег! «А вдруг кому-то из моих работодателей эти слова покажутся лишними?» Или для нашего цеха частый разговор, который вводит меня в бешенство: «Раз откажешься, два откажешься — на третий раз не позовут». И потому иногда брови поднимаются: как этот человек, а ты его знаешь давно, в это дело влез? Если случайно — ладно, если по идеологии — значит, ты его плохо знал. Если работать по принципу «раз откажешься, два откажешься», то наша творческая профессия попадает в состояние рабовла­дельческого общества. Одни хотят побольше рабов, чтобы платить меньше, а другие хотят застраховаться на всю оставшуюся жизнь сериальностью своего существования.

Сергей Юрский в гримерной. Театр им. Моссовета. 2005 год. Фото: www.russianlook.com

Кровообмен сцены и зала

— Сергей Юрьевич, вы 55 лет на сцене. Для вас театр — это...

— ...кровообмен сцены и зала. То, что создаётся в спектакле во время действия.

Я видел не так давно «Лето одного года» моего родного питерского БДТ на гастролях в Москве. Увидел моего старинного друга Олега Басилашвили, подругу Алису Фрейндлих. Вот это был театр в моём понимании! Но это абсолютная редкость, в том числе и в БДТ. Действие абсолютно завораживает. Я живу только таким театром, занимаюсь только таким театром, и ценен только такой театр. Могу ещё привести пример — московский РАМТ.

— Вы оказались на удивление доброжелательным судьёй в теле­программе «Минута славы». Многие участники сказали, что после вашего напутствия у них словно крылья выросли. А в вашу жизнь это шоу привнесло что-то новое?

— Я был приглашён как эксперт по цирку. Увидел совершенно замечательные, небывалые номера, а потом встретил молодого человека с фамилией, знакомой мне с детства, — Папазов. Папазовы — люди, с которыми я жил вместе в цирке в военные и послевоенные годы. И дедушка этого артиста был моим самым близким другом детства... И он тоже появился на этой «Минуте славы». После многих лет мы обнялись. А выступал его внук, Максим Папазов, блистательный продолжатель династии. Он приехал с гастролей в Лас-Вегасе. В свои молодые годы достиг признанного высочайшего профессионализма. Встречи с такими людьми, конечно, поднимают настроение. Русский народ очень талантливый.

Смотрите также: