Сергей Прокофьев: композитор, который сделал советское искусство модным

Сергей Прокофьев. 1920-е годы. © / Flickr.com
Сергей Прокофьев в возрасте одного года с родителями. 1892 год. Фото: РИА Новости

Так сложилось, что известие о смерти величайшего композитора «утонуло» в безмерной печали всего советского народа, ведь в тот же день, на несколько минут раньше умер Сталин. Случайность эта оказалось весьма показательной, ведь даже после своей смерти вождь «помешал» похоронам композитора. Гроб с телом Сталина поместили недалеко от Дома Композиторов, куда предполагали доставить и гроб Прокофьева – и это известный факт – родственники и друзья Сергея Сергеевича не могли пробраться через ограждения и оцепление, а потому похороны состоялись лишь два дня спустя.

   
   

Между тем, особых репрессий во время своей работы в Советском союзе Прокофьев не испытывал, несмотря на то, что к нему в тридцатых годах приклеился термин «возвращенец», ведь почти восемнадцать лет композитор прожил не в России.

Это не мешало ему приезжать время от времени в СССР – власти даже разрешали давать концерты. Окончательно же вернуться в страну он решил в 1936 году. Эмигрантом, правда, он никогда не числился – официально в 1918 году он уехал на гастроли с разрешения властей.

В Париже Прокофьев создал несколько балетов, которые стали чрезвычайно популярны. Здесь же Прокофьев работал с известными российскими деятелями искусства, в частности совместно с Дягилевым работал над балетами «Блудный сын» и «Стальной скок». Творческую свободу и возможность самореализации на Западе сам режиссер всегда соотносил с «русским духом», потерять который – значит, утратить свою индивидуальность. Композитор стремился к нетрадиционным постановкам и презирал повторение, клише, избитые приемы.

Сергей Прокофьев. 1910 год. Фото: РИА Новости

Сразу же после возвращения в СССР Прокофьев написал самое знаменитое свое произведение – симфоническую сказку для детей «Петя и волк». Сказку эту знал каждый советский школьник, и она была одной из немногих, которую не читали, а именно слушали! Фагот, флейта, валторна , гобой и барабан – звуки музыкальных инструментов для многих детей в Советском союзе ассоциировались с героями этой сказки. По сказке было снято несколько мультипликационных фильмов, в том числе Уолтом Диснеем, записано множество аранжировок и музыкальных версий. В качестве «чтецов» в свое время выступали Шерон Стоун, Алекс Гиннесс, Патрик Стюарт, а в 2004 году Михаил Горбачёв, Билл Клинтон и Софи Лорен, ставшие «голосами» сказки, получили «Грэмми».

После возвращения в страну Прокофьев много работает: выходят балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке», оперы «Война и мир», «Борис Годунов», «Повесть о настоящем человеке».    
   

Последняя подвергается резкой крике советского правительства, однако принцип работы с выдающимися деятелями искусства в то время как раз предполагал критику, запреты, ограничение и последующее поощрение – своего рода «кнут и пряник».

В Советском союзе Прокофьев два раза пишет музыку к двум историческим фильмам: в 1938 году – к «Александру Невскому», в 1945 году – к «Ивану Грозному».

Это в очередной раз подтвердило его универсальность и высочайшее академическое мастерство. Таким он и запомнился всему миру – ярчайшим музыкантом, величайшим композитором и выдающимся реформатором музыкального театра.