Сергей Полунин: «Я снова и снова принимаю сторону России»

Сергей Полунин во время благотворительного концерта «Мы вместе» на сцене Большого театра в Москве. © / Владимир Астапкович / РИА Новости

Долгое время у Сергея Полунина была репутация «несносного ребёнка» в балете – столь же своенравный, сколь и талантливый. Он, который пять лет был премьером Королевского балета в Лондоне, а после – приглашённым солистом в лучших балетных труппах мира, мог бы безбедно жить где-то далеко. Но Полунин выбрал другой путь. Он живёт и работает в России, возглавляет Театр оперы и балета Севастополя, занимает активную позицию по отношению к СВО. 7 декабря в Москве состоится российская премьера его спектакля «Данте».

   
   

«Сделай выбор. Развяжи нам руки!»

Елена Садкова, aif.ru: Сергей, вас из-за вашей твёрдой патриотической позиции тоже на Западе «отменили»? Как и всю нашу культуру?

Сергей Полунин: Ну, у меня это давно длится (Полунин работал в Лондоне с 2007 по 2013 г. – Ред.). Я в Анг­лии жил с 13 лет. И мне было удивительно, почему Россия постоянно конкурирует с Америкой, а про Англию здесь молчат. Потому что я знал и понимал, какие идеи могут исходить от Англии. Что пора не только про Америку говорить, но и на Британию обратить серьёзное внимание. Там же всё в лоб – чтобы быть в кругу элиты, в том числе и культурной, ты должен занимать антироссийскую позицию. Но!.. Когда я сделал татуировку в поддержку России (у Сергея есть тату с портретом Путина, птицей-тройкой, двуглавым орлом. – Ред.), меня и здесь как будто «отменили». В госорганы идёшь, а там словно иноагенты сидят, которые не хотят принимать новые идеи, не хотят видеть тех возможностей, что они несут. 

– Думаете, всё действительно упирается в вашу позицию?

– Знаете украинского певца Юрия Бардаша? Он был продюсером известной группы «Грибы». Сейчас Бардаш переехал сюда, поддерживает Россию. В одном интервью Юрий сказал: «Единственная патриотичная песня за всё время – это «Встанем» Шамана». Это о чём говорит? О том, насколько анти­государственные люди были везде внедрены. Надеюсь, сейчас это будет меняться.

– Руки не опускаются от такого отношения к вам?

– Был момент, опустились в пандемийное время и сразу после… Даже решил снова на Западе работать. Потому что я здесь пошёл в госсектор, а там сидит человек, который 15 раз зевнул мне в лицо, пока я рассказывал ему свои идеи. Он посмеялся над моим желанием привезти в Крым балет. Так прямо и сказал: «У тебя даже оркестра нет. Это смешно!» И это вместо того, чтобы помочь.

   
   

У меня было пять офигенных идей. Ни за одну не взялись. Причём знали, кто я, зачем я, знали мою позицию. Вот так потыркался я и думаю: «А смысл?» Стал восстанавливать свои связи за границей. А тут СВО… И они там на Западе очень на меня надеялись. Я же родился там, на Украине… Очень серьёзные люди хотели мной заниматься. Они мне сказали: «Сделай выбор. Развяжи нам руки». А я – по совести, не из-за выгоды – говорю им: «Я за Россию». Потому что верю во Владимира Владимировича, в правильность его действий. Поэтому снова и снова принимаю сторону России. И это, признаюсь, даётся непросто, потому что оказываешься как будто не ко двору из-за тех, кто зевает тебе в лицо. Надеюсь, потихонечку всё изменится. Вот в Новосибирске мы недавно провели концерт. Все вырученные сред­ства будут направлены на поддержку Российской армии. Нам помог человек, который хочет делать для России что-то полезное. И делает.

Сергей Полунин в роли Распутина в сцене из балета «Распутин». Фото: РИА Новости/ Рамиль Ситдиков

«В «раю» работать тяжелее»

– Вы премьеру готовите. А до балета ли сейчас вообще? Уж больно времена сложные.

– Меня и самого поглотила эта информационная повестка. Слушаю Юру Подоляку (блогер, освещающий СВО. – Ред.). Новостной фон тяжёлый. Но как-то, спустя пять месяцев после начала СВО, я включил музыку Эдуарда Артемьева, и она меня вернула в жизнь. Так что искусст­во способно вернуть человеку человеческое состояние.

Если честно, мы, ещё когда делали тур со спектаклем «Распутин», сомневались: «Кому это сейчас надо, когда происходят такие серьёзные события?» Но моя жена Елена Ильиных всю нашу команду убедила: «Это обязательно надо делать!» Мы согласились и ни минуты не пожалели. И с «Данте» получилось так же. Ведь жизнь-то продолжается… Несмотря на сложности.

Сергей Полунин и Елена Ильиных. Фото: РИА Новости/ Рамиль Ситдиков

Хотя часто мы слышим «нет». Чтобы сделать тур, нужно определённое финансирование. И когда из-за отмен ­выступлений в Европе, Англии, Японии у тебя просто больше нет денег, потому что всё имеющееся ты вложил в постановку, ты обращаешься за помощью. А тебе в ответ: «Денег нет. Сейчас время такое...» В такие моменты невольно задумываешься, а нужно ли вообще что-то делать... Но когда мы гастролировали с «Распутиным» и залы были полны, я понял, что мы на правильном пути.

– Почему вас привлёк Распутин, понятно. Но почему ­«Данте»?

– Был запрос от фестиваля в Италии к 700-летию со дня смерти Данте. Премьера состоялась в Равенне в 2021 г. «Божественная комедия» – это, наверное, одно из самых извест­ных произведений. Наши представления про ад и рай идут оттуда. Спектакль создавался во время ковида, были ограничения по количеству артистов. Поэтому решили, что на сцене я буду один. И это вызов для меня. Ведь в классическом балете мужское соло – это одна минута. Человеческое тело может сущест­вовать на максимуме секунд 12. А здесь целый балет… Спектакль наполненный, в нём много красок, много миров: ад, чистилище и рай.

– Какая часть была самой сложной для воплощения?

– «Рай». Там хореография максимально модерновая, а я обучен классическому балету. Поэтому «Рай» мне дался нелегко. Но это и хорошо. Ведь попасть туда – самое сложное в жизни.

– Во всей вакханалии, которая сейчас творится с отменой нашей культуры, как думаете, первенство России в мировом балете сохранится?

– Если честно, балет в целом как будто бы исчезает… Он есть, его любят. Но таких ярких эмоций, какие сейчас дарят, например, футбол или единоборства серии MMA, он не вызывает. Так что нам, артистам балета, надо не почивать на лаврах, а создавать что-то новое и ярко это преподносить. Вспомните телеканал «Культура». Ведь на нём показывают очень хорошие вещи. Но я скорее буду смотреть «Матч ТВ» или Владимира Соловьёва, потому что там подача яркая, эмоции… А «Культуру» включаешь – там «за упокой» какой-то. Поэтому, чтобы люди к тебе зашли, надо чем-то привлекать. Так и в балете.

«Мир – он разный»

– При вашей безумной занятости удаётся побыть с семьёй? У вас два маленьких сына (Миру два года, Дару восемь месяцев. – Ред.). Успеваете позаниматься с ними?

– Они для меня счастье. Когда я с ними, больше ничего не надо. Если бы мог, находился бы с ними все 24 часа в сутки. Старшему пока даю полную свободу действий. Это мой прин­цип, потому что мы рождаемся свободными людьми. А в жизни ещё будет достаточно ограничений.

– Ваша жена – фигуристка Елена Ильиных, вы – мировая звезда балета. Куда отдадите детей – в балет или в спорт?

– Я лично хотел бы, чтобы это был балет. Но бабушка повела на коньки. И у старшего сына уже по две тренировки в день. А ведь ему всего два годика. Но ему нравится.

– У сыновей необычные имена – Мир и Дар. В них некий символизм прослеживается.

– Нет, я хотел, чтобы имена были короткими и необычными. Не так просто, как Серёжа (улыбается). А когда мы старшего назвали Миром, то младшего уж тем более нельзя было назвать обычным именем. Так появился Дар. Главное, что это добрые имена. Я думал, что Мир будет спокойным, бесконфликтным, добрым мальчиком. А Мир – он разный.

– Вы родились в Херсоне. И в своих соцсетях как-то рассказывали, что у вас там родственники. Сейчас они в безопасности?

– Бабушка приехала в Россию. Правда, пока добиралась, потерялась в Турции в аэропорту аж на 24 часа. И мне пришлось срочно лететь туда и искать её. Всё обошлось, нашлись. Нам очень помог российский консул в Турции. Очень хороший человек, крутой мужик.

Приехать в Россию – это её решение. Летом бабушка ещё не хотела уезжать. Когда осень­ю началась эвакуация, она тоже отказывалась, говорила: «Я не переживу такую долгую поездку». А потом быстро собралась: «Куда ехать?» И через Одессу – в Турцию, потом сюда. Мне главное, чтобы ей было хорошо. Но и для нас, для семьи, конечно, спокойнее, когда она рядом.