Семейная рифма. Вика Цыганова рассказала о том, как жить с мужем-поэтом

Вадим и Вика Цыгановы вместе уже треть века. © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

На Всесоюзном конкурсе «Песня года – 89» молодая артистка Виктория Жукова завоевала одну из первых своих наград. Уже через пару лет песни в её исполнении закрепились в чартах и рейтингах, а сама она стала Викой Цыгановой. Хиты создавались при непосредственном участии супруга – поэта и продюсера Вадима Цыганова. Вместе они уже треть века.

   
   

«Только меру надо знать»

Ольга Шаблинская, aif.ru: Вика, когда у певицы муж поэт, насколько жизнь этой творческой пары, их взгляды на мир отражаются в песнях?

Вика Цыганова: Зависит от периода. Лет 30 назад у нас были хулиганские, весёлые песни – «Балалайка-зараза», «Русская водка», «Гуляй, анархия!». Это был такой русский панк, китч. Наш народ всегда любил шутку и дружил с юмором – это видно по ядрёным частушкам. Собственно, в сложные исторические периоды в России только юмор да водка спасали людей от намыленной петли. Правда, нашлись и те, кто юмора не понял и после «Русской водки» нас с Вадимом чуть ли не в алкоголики записал (смеётся). Но даже в этой шутливой песне звучала важная мысль: «Да, хорошо, ядрёна мать, только меру надо знать».

А потом тексты стали всё более автобиографические. К моему 20-летию на эстраде мы записали альбом «Синие мои цветы» с композитором Александром Морозовым. Там есть композиция «Мореманы», посвящённая проходу мимо Сомали и Йемена яхты, вёл которую легендарный мореплаватель Фёдор Конюхов. В его команду входил и Вадим. В песне есть строки: «А кого-то на пристани ждут и о ком-то сердечко болит».

– Сильно переживали за Вадима?

– Это в «Алых парусах» красиво написано, как Ассоль ждала Грэя. Когда Вадим был в море, сердечко не просто болело, оно разрывалось от тревоги. Я не могла спать, только молилась. Кто не ходил в море, не представляет, каково там бывает… Однажды их яхта попала в сильнейший шторм – ветер 35 метров в секунду. Даже бывалым морякам сложно пришлось. Разболтало все мачты, судно черпало боком воду, залило машинное отделение. Слава богу, все остались живы.

Что же касается Фёдора Конюхова, очень горжусь нашей давней дружбой с ним. Фёдор как-то признался: когда он отправился в кругосветное путешествие на воздушном шаре, с собой взял только две кассеты – Владимира Высоцкого и Вики Цыгановой. Эти песни помогали ему в трудные моменты. Такие признания очень мотивируют. В честь Конюхова мы впоследствии записали целый альбом под названием «Фёдор гребёт».

   
   

«Гены работают!»

– Сегодня названия ваших песен говорят сами за себя: «Давай, Донбасс, огня», «Дайте снаряды», «ЧебуРашка». Да и текст в той же «ЧебуРашке» забористый.

– Мы живём в очень интересное время. Бывали времена хуже, но подлее – нет. И «ЧебуРашка», и другие песни оказались пророческими. С нами воюет весь мир.

Сейчас нельзя молчать. Вадим написал целый цикл произведений, посвящённых СВО. Это песни-плакаты, песни-призыв. Мы все хотим победы. Ребятам на фронте всё понятно: где враг, где жизнь, где смерть. Там решения принимаются сразу и конкретно. А здесь, в тылу, не всегда сразу разберёшься, кто есть кто. Я переживаю за происходящее, за нашу страну.

Моя девичья фамилия Жукова. Мой отец был морским офицером. Дед прошёл всю Великую Отечественную. Так что гены работают. Думаю, что и в следующих поколениях эти гены должны сработать. И те парни, которые вернутся, правильно воспитают своих детей.

– Как бойцы ваши песни воспринимают?

– Я часто выступаю и в Донбассе, и перед ранеными. Как-то один боец сказал, что, послушав наш альбом «Донбасс», дал себе слово: несмотря на вердикт врачей, он поправится и вернётся в Донбасс бороться за правду. И он снова сейчас на фронте.

Понимаете, друзей у России нет – это говорил ещё Александр III. Помните его слова: «У России есть только два союзника – её армия и флот»? Так вот, мы знаем, для кого мы выступаем, какие у нас мысли и какие идеи нас греют. Мы с Вадимом в этом плане действительно очень счастливые, потому что нас окружают люди, про которых надо слагать песни, снимать фильмы. Это не только воины, но и их матери, супруги… На мой вечер, посвящённый освобождению Артёмовска-Бахмута, пришли те, кто ждёт, – жёны, дети, родители бойцов. Ждать, как я вам говорила, очень сложно. Но это и есть моя настоящая публика.

«Не надо лезть к мужу, если он закипел»

– Вы упомянули своего отца. Насколько я знаю, он служил на минном тральщике, входящем в состав Краснознамённой Амурской флотилии.

– Папа был творческим человеком, душой компании. В свободное время играл на гитаре в военном ансамбле, любил мастерить. Потрясающе шил. Наряжал и меня, и мою младшую сестру, и маму. Мы носили обалденные дублёнки, которые он перешивал из старых солдатских тулупов. У меня были ремни красивые с клёпками, сабо деревянные – всё это папа делал сам… Отца давно уже нет, а вот мамочка живёт с нами. Всё хозяйство на ней.

– Вы давно с Вадимом женаты, но я заметила, как вы погладили мужа по плечу и спросили: «Когда мы с сестрой вернёмся из магазина, ты нас покормишь?» И он в ответ: «Ну конечно». Что женщине нужно делать, чтобы сохранять отношения с супругом на таком уровне?

– Любить, прощать и быть внимательной. Развивать в себе чувство, что ты не единственная на свете, что живущий рядом с тобой человек имеет свой внутренний мир, свои заботы, переживания, может быть, даже комплексы. И поэтому быть тактичной.

Мужчина имеет право на личное время. Не надо лезть к нему, когда он делом занят. Муж у меня много работает. Если мне нужен его совет, но я вижу, что он закипел, повременю. Лучше пойти и заняться своим делом. Как только мужчина увидит, что у тебя есть более интересное занятие, чем он, тут же сам проявит инициативу (смеётся).

Мы венчаны. Вместе в храм ходим, всё друг про друга знаем и всё равно стараемся быть интересными друг другу. Женщине нельзя дома надевать замызганную рубашку, которую она носила 20 лет. Она должна выглядеть хорошо, должна побуждать своего мужчину на добрые поступки. Семейная жизнь – это тоже труд в какой-то мере.

«ЧебуРашка» («Всё будет как надо»)


­Для упырей наша родина – Рашка:
Калашников, водка, гармонь, Чебурашка.
А мы ведь реально по крови другие,
Здесь не гейропа, а Мама-Россия.

Здесь время скользит то вперёд, то назад,
Здесь плавятся души в священный булат.
И всякую нечисть в часы роковые
Встречает кувалдой Мама-Россия!

Ну что, рептилоиды, вдруг загрустили?
Давно не глотали ядерной пыли?
Так заходите – грибы чумовые
Достанет из погреба Мама-Россия.

Не лезьте сюда отныне и впредь!
Предел Богородицы русский медведь
Здесь сторожит. И врата неземные
В ад вам откроет Мама-Россия.

Мама-Россия, слёзы утри,
Водой ключевой меня напои.
Одна ты моя печаль и отрада,
Мама-Россия, всё будет как надо!