Сашка-артист. Кому был верен актер Александр Леньков?

Александр Леньков. Театр Моссовета, перформанс «Три сестры», 2012 год. © / www.globallookpress.com

Александр Леньков — коренной москвич, родившийся не в Москве. Дело в том, что родители Александра познакомились и поженились в Москве. Жили в коммуналке на семь семей. Когда мать Александра Ольга Дмитриевна узнала, что беременна, страну утюжила Великая Отечественная. Рожать она решила поехать в родной городок Рассказово Таганрогской области. Ей казалось, что так будет безопаснее и спокойнее. Однако на своей малой родине Ольга Дмитриевна с новорожденным сыном провела всего месяц, после чего засобиралась назад, в Москву.

   
   

Детство Александра Ленькова как две капли воды похоже на детские годы тысяч его сверстников. Шумная коммунальная жизнь с ссорами, разборками и совместными посиделками. Дворовые игры, драки, хулиганские выходки. В школе Леньков тоже особо не выделялся. Учился средне, нарушал дисциплину, но при этом был невероятно деятельным и инициативным. Когда в младших классах выяснилось, что на новогоднем утреннике некому играть Снегурочку, Саша запросто согласился это сделать, получив свой первый актерский опыт.

Александр Леньков. Фото: www.globallookpress.com

Роман с театром длиною в жизнь

Так случилось, что школа, в которой учился Леньков, находилась рядом с Театром имени Моссовета. Однажды в школу пришла режиссер этого театра, чтобы попытаться найти мальчика на небольшую роль в серьезном спектакле. Ее профессиональный режиссерский взгляд сразу выхватил из толпы учеников Ленькова. Его она и пригласила пробы. Сначала Александр играл сына уборщицы в спектакле «Студент третьего курса». Потом ему дали роль чуть побольше в постановке «Кража».

Естественно, ребята во дворе и школе с тех пор звали его исключительно Сашкой-артистом. Но артистом Леньков быть не хотел. Он мечтал стать оператором документального кино. Ему казалось, что более романтической профессии на свете просто не существует. Когда отец помог ему купить кинокамеру, Александр стал «тренироваться» на сверстниках, кошках, родителях. Когда пришло время определиться с будущей профессией, Леньков растерялся. Поступать во ВГИК на отделение операторского искусства ему было страшновато. Да и оценки в аттестате оставляли желать лучшего. В общем, он прекрасно понимал, что шансов у него немного. Тогда отец Александра дал ему один из самых судьбоносных советов в жизни: «А чего тут думать-то? В Театре Моссовета начался набор в студию самого Завадского! Ты в этом театре уже почти родной человек. Вот и пробуй там свои силы!» Леньков так и сделал. И не прогадал. Впрочем, учиться актерской профессии Александр начал без особого энтузиазма. Страсть к актерству зарождалась в нем постепенно. А вот любовь и страсть в плане личной жизни родились в нем давно. Со своей будущей женой он познакомился, когда ему было 12 лет. Начали дружить, потом дружба переросла в нечто большее, и на втором курсе Леньков сделал предложение.

А после окончания студии Завадского Александру Ленькову сделал предложение Театр Моссовета. Александр предложение принял и до конца своих дней оставался верен сцене, которая его вырастила и дала ему путевку в жизнь. В разные годы его пытались переманить. Завлекали в цирковое искусство, звали попробовать свои силы в балете, поскольку у Ленькова была необыкновенная пластика и растяжка, и даже приглашали работать в качестве модельера: Александр Сергеевич славился в театральном мире еще и тем, что прекрасно шил.

Однако главным в жизни Ленькова всегда оставался театр. Именно на сцене он смог в полной мере раскрыть свой многогранный актерский талант. Именно в театре ему давали возможность воплотить самые смелые, неожиданные образы. А вот с кино дела обстояли сложнее. Кинорежиссеры очень хорошо знали Александра Сергеевича, ценили его мастерство, но слишком уж специфической им казалась его внешность. Странная, смешная, какая-то сказочная. Возможно, именно поэтому кинозрителям он запомнился как комедийный актер, герой сказок, а еще исполнитель ролей странноватых убежденных холостяков. А еще голосом Ленькова говорят многие персонажи мультфильмов. Достаточно вспомнить, например, Пятачка из диснеевского мультсериала о Винни-Пухе или Степана Капусту и Хрюна Моржова из мультипликационной сатирической программы «Тушите свет!». Карьера Ленькова складывалась не то чтобы легко и просто, но ровно и вполне успешно.

В 2013 году Александр Сергеевич узнал, что серьезно болен. Онкология. Свой диагноз он скрыл и от коллег, и от близких. Продолжал работать как ни в чем не бывало. Вскоре после постановки диагноза последовали две операции. Некогда удивительно общительный и открытый Леньков стал замкнутым, практически перестал с кем-либо общаться. Не хотел расстраивать. Не хотел жаловаться. Александра Сергеевича не стало 21 апреля 2014 года. До его 71-летия оставалось меньше месяца…