Самый «неяпонский» из всех японских режиссёров. 5 шедевров Акиры Куросавы

Акира Куросава. Фото 1980–1990 годов. © / РИА Новости

23 марта 1910 года родился один из классиков мирового кинематографа — Акира Куросава. Удивительно, но за рубежом его фильмы пользовались большим успехом, чем на родине: соотечественники упрекали Куросаву в том, что он отходит от народных традиций, и называли его самым «неяпонским» из японских режиссёров. АиФ.ru рассказывает о пяти его знаковых картинах.

   
   
Кинорежиссеры Этторе Скола, Акира Куросава и Анджей Вайда с призами IX Московского кинофестиваля. 1975 год. Фото: РИА Новости / А. Князев

«Расемон»

Чёрно-белая лента «Расемон» не только принесла своему автору широкую известность, но и открыла всему миру японское кино. Фильм о попытке найти истину рассказывает о судебном заседании по делу об убийстве самурая и изнасиловании его жены, где каждый новый свидетель и обвиняемый рассказывает свою версию произошедшего. Позже появилось целая плеяда картин, изображающих одно и то же событие с разных — часто даже противоположных — точек зрения. «Расемон» получил два приза Венецианского кинофестиваля и «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке.

«Идиот»

В своей драме Куросава «перекроил» роман Фёдора Достоевского и перенёс его в современные реалии. У всех героев японские имена, а действие происходит на острове Хоккайдо, тем не менее фильм сохраняет «дух» и настроение «Идиота» Достоевского. Кстати, к мировой классике режиссёр обратится ещё не раз — например, снимет фильмы по мотивам шекспировского «Макбета» и горьковского «На дне».

«Семь самураев»

Сюжет картины строится вокруг небольшой группы самураев, которые согласились за еду защищать деревню от бандитов и выполнили свой долг — некоторые даже ценой своей жизни. Многие режиссёры делали кальки с фильма или подражали Куросаве: например, вестерн «Великолепная семёрка» Джона Стерджеса — адаптация «Семи самураев».

Необычным для того времени был подход к подбору персонажей, каждый из которых обладает индивидуальными талантами и боевыми навыками, кроме того в фильме противопоставляются два вида оружия: холодное у самураев и огнестрельное у бандитов (согласно самурайскому кодексу, применение ружей несовместимо с воинской честью).

   
   

«Телохранитель»

Боевик о самурае, который оказался «меж двух огней» (а точнее, между двумя бандитскими кланами), тоже стал поводом для множества подражаний. Сюжет «Телохранителя» полностью или частично повторяет исландский «Полёт ворона», американский «Герой-одиночка» с Брюсом Уиллисом и «спагетти-вестерн» «За пригоршню долларов» с Клинтом Иствудом.

«Дерсу Узала»

Если верить данным различных опросов, то многие считают фильм о приключениях в Уссурийской тайге одним из величайших шедевров мирового кинематографа. Картина была выпущена на «Мосфильме», а в основу сценария легли произведения Владимира Арсеньева — путешественника и исследователя Дальнего Востока. Кстати, это первый фильм, который Куросава снял не на родном языке. Картина получила статуэтку «Оскар» как лучший иностранный фильм.

Фильм Акиры Куросавы «Дерсу Узала». 1975 год. Фото: РИА Новости