24 мая 1830 года в семье небогатого купца родился сын. Он очень хотел стать художником, но отец был против и в воспитательных целях запирал его на чердаке. Но сын добился своего и стал пейзажистом. Потом спился и умер, успев сотворить шедевр - картину «Грачи прилетели». Имя его - Алексей Саврасов.
Примерно к этому, как правило, сводится биография одного из самых ярких отечественных живописцев. И, как часто бывает, в приведённой информации правдивы только имя и дата. Всё остальное - ложь. Не вполне свободны от этого шаблона даже маститые критики. Вот как отзывался о Саврасове Александр Бенуа, автор «Истории русской живописи»: «Его деятельность и до, и после появления «Грачей» прошла бледной, жалкой и ненужной. Художник... последние 25 лет прожил в полном бездействии, страдая запоем, еле-еле перебиваясь продажей в московских подворотнях своих очень неважных этюдов».
Резкий старт
Правда же в том, что отец Алексея, Кондратий Артемьевич, на момент рождения сына был записан вовсе не купцом, а мещанином, торгующим шерстью. И фамилия его была иной - Соврасов. Именно так долгое время, почти до 30 лет, подписывался и сам Алексей.
Алёша действительно рано обнаружил способности к рисованию. Его отец этого дела не одобрял. Но только до поры. «Малевание» отпрыска неожиданно стало приносить доход, когда Алёше было всего лишь 12 лет. Обычно пишут, что он продавал свои рисунки гуашью «по дешёвке». На самом деле владельцы лавок и развалов у Ильинских ворот, где шла торговля лубком, бульварной литературой, а из-под полы - и порнографией, платили справедливо. Первый заработок будущей звезды составил 6 руб. за дюжину рисунков - столько в то время получал разнорабочий за целый день. Кстати, поступив в училище живописи лишь 14 лет от роду, Алёша уже сам был в состоянии вносить плату за обучение - 2 руб. в месяц.[left_article: 1503667 {title: Статья по теме}]
В 20 лет он получает аттестат нештатного художника, в 24 - звание академика и чин титулярного советника. А вот как отзывалась о нём пресса: «Обратили ли вы внимание на пейзажи Соврасова? От зимы его веет холодом, и какая тишина в этом замёрзшем воздухе! Очень приятно видеть, что в такое короткое время существования училища появляются такие замечательные таланты». Это журнал «Москвитянин» 1851 г. о картинах «Вид на Кремль» и «Зимняя ночь в Москве».
Тогда же пришло и настоящее признание на высшем уровне. Московское училище живописи и ваяния посетила дочь императора Мария Николаевна. Осмотрев работы воспитанников, она остановила свой выбор на двух произведениях Саврасова, приобрела их за 225 руб. серебром и пригласила художника на свою дачу под Петербургом для работы над тамошними пейзажами. А ведь Мария Николаевна была тогда президентом Академии художеств и собирала личную коллекцию, которая станет одной из лучших в Европе. Там уже были работы Боттичелли, Тициана. Появился и Саврасов.
Отлёт таланта?
Иными словами, ещё до «Грачей» у него были и мастерство, и признание. Кстати, в тот же год, когда были написаны «Грачи», Саврасов отметился ещё в одном шедевре отечественной живописи. Они были очень дружны с Василием Перовым, который как раз работал над своей знаменитой картиной «Охотники на привале» и пригласил товарища поучаствовать. Так что при просмотре полотна Перова помните - великолепный мрачный пейзаж, на фоне которого расположились охотники, написан Саврасовым.
И всё же «Грачи» - вершина. Отзывы о главной картине Саврасова лежат совсем в иной плоскости. Павел Третьяков, основатель одноимённой галереи, не мог сдержать эмоций: «Она излучает свет. Да-да, свет! Этот мартовский снег, воздух, берёзки, грачи... Весной пахнет!» Художник и теоретик Иван Крамской: «Хорош Шишкин, хорош Боголюбов... Но душа есть только в «Грачах»!»
Но... Саврасову катастрофически не повезло. Время диктовало другой формат живописи, насчёт которого так ехидно прошёлся Достоевский: «Дайте русскому человеку самую поэтическую картину. Он её отбросит и непременно выберет ту, где кого-нибудь секут». Репинские «Бурлаки», перовская «Тройка», мясоедовская «Земство обедает» - все эти полотна «гневно бичуют», «вскрывают язвы» и «обличают пороки». Они возглавляют своего рода хит-парады тогдашней живописи.
А о Саврасове в «Петербургской газете» стали появляться такие рецензии: «В картине «Вечер» никакого сюжета. Изображён какой-то пожар с отлетающими стаями галок. Грачи там отлетели или галки, не разобрать, но талант Соврасова отлетел - это верно!»
Удивительно не то, что Саврасов начал выпивать и заболел алкоголизмом, а то, что в таких условиях он пристрастился к алкоголю сравнительно поздно. Отец его был трезвенником, да и сам он почти до 50 лет не увлекался спиртным. Добрый, робкий и ранимый человек. Родоначальник русского пейзажа. Учитель Исаака Левитана, Константина Коровина и Михаила Нестерова. Автор учебника рисования, по которому училось несколько поколений русских художников. Под конец жизни он, как и в отрочестве, торговал своими рисунками на развалах. Авторские копии «Грачей» шли по трёшке за штуку.
Нажмите для увеличения