Петр Алейников родился 12 июля 1914 года в деревне Кривель Могилёвского уезда в практически нищей крестьянской семье. Едва он подрос, умерли родители, потом погибли брат с сестрой. Так Алейников оказался на улице, а чтобы самому не умереть с голоду, попрошайничал. К счастью, его вовремя отловили и отправили в Шкловскую школу-интернат. Там, насмотревшись фильмов, вчерашний бродяжка вознамерился стать артистом. Из интерната он сбежал и отправился на перекладных в столицу. Естественно, мальчишку вновь отловили и отправили в Барсуковскую детскую трудовую колонию. К счастью для него, там был театральный кружок.
В 1930 году руководство колонии сочло, что у парня прекрасные актерские данные, и решило дать ему путевку в жизнь, написав рекомендательное письмо в Ленинградский Институт сценических искусств. Так начался путь Алейникова в кино.
Русский Чарли Чаплин
Через несколько лет его знал уже весь Союз. В 1936 году актер сыграл Молибога в «Семеро смелых», в 1939 г. — Савку в «Трактористах» и Ваню Курского в «Большой жизни», в 1941 году — Иванушку-дурачка в сказке «Конек-Горбунок».
Параллельно он ездил с актерскими бригадами на концерты. Как рассказывали коллеги актёра, видя Алейникова, люди ревели от восторга. Несли на сцену жареных поросят, лук, чеснок, грибы, отрывали на сувениры пуговицы с его пиджака. Такая разгульная манифестация могла длиться 15-20 минут. Он выходил за кулисы, весь зацелованный, обвешанный чесноком, луком, с поросятами и каждый раз говорил со слезами на глазах: «Да разве ж можно так?!».
В «Коньке-горбунке», кстати, вместе с артистом сыграли его жена Валентина Лебедева и сынишка Тарас, рожденный в 1938 году. Будучи с детства сиротой, Алейников невероятно ценил свою семью. Женился он, как говорили друзья, по рассудку. Ведь Алейников был достаточно долгое время без ума влюблён в красавицу-актрису Тамару Макарову, которая стала впоследствии женой режиссёра Герасимова. Но женился Пётр Мартынович на простой женщине, которая могла подарить ему уют и чувство тыла.
Его дочь, актриса Арина Алейникова рассказывала: «Очень любил нашу маму — Валентину Лебедеву. Она работала монтажницей на „Ленфильме“. Папа как ее первый раз увидел — все было решено. Ухаживал стремительно и повел в ЗАГС. Когда поженились, забрал со студии. Сказал, чтобы она больше не работала, — сильно ревновал».
Смерть второго сына в детском возрасте Алейников переживал очень тяжело. Несмотря на то, что на гастролях артиста не раз замечали ухаживающим за молоденькими актрисами, жену он не бросал, потому что по-настоящему любил лишь ту женщину, что подарила ему детей. И даже заморские красотки не отвлекли его внимания от родной Валечки, как называл супругу Алейников. Дело в том, что в Петра Алейникова была влюблена знаменитая актриса Дина Дурбин, она присылала Петру Мартыновичу журналы со своими портретами на обложке. Алейников недоумевал: для чего ему вся эта заморская корреспонденция?
«Позже мы узнали, что Дурбин писала отцу письма, которые изымали в КГБ», — поведала в одном из интервью дочь актёра после его смерти. Оказывается, увидев Алейникова в кино, голливудская звезда влюбилась в его широкую улыбку и актерский талант, называла ни много ни мало «русский Чарли Чаплин». Дина мечтала о встрече. Когда Алейников узнал обо всём, он только пожал плечами и посмеялся.
Не мог отказать
Вместе со славой в жизнь Алейникова пришли актёрские застолья, всё чаще Петра Мартыновича видели пьяным... «Папа очень любил общаться. Но ведь люди в чем-то и жестокие — начинают, даже зная его пагубную привычку: „Петр Мартынович, ну что, вы не выпьете с нами?“ Не мог отказать», — рассказывала в интервью дочь актёра.
Алкоголь приносил много проблем. Однажды после съемок в Киеве, изрядно выпив, легенды советского кино Петр Алейников и Борис Андреев ночью вышли из ресторана и побрели к гостинице. И вдруг увидели витрину мебельного магазина, в которой стоял диван. Выбив стекло, они рухнули на диванное сиденье и заснули. Проснулись они в КПЗ. Освободили их потому, что местный милицейский начальник обожал героя Алейникова Савку в «Трактористах».
К сожалению, в 1950-х годах Алейников стал никому в кино не нужен. Друзья и поклонники, осаждавшие его ещё совсем недавно, исчезли. Чтобы спастись от безденежья, Алейников ездил с бригадами актеров на концерты. Как рассказывала актриса Инна Макарова, на сборных выступлениях Алейников читал одно и то же стихотворение «Ленин и печник», причем каждый раз задавал залу вопрос: «Кто у нас в зале? Железнодорожники? Тогда почитаю вам «Ленин и печник». Та же история повторялась и с колхозниками, и со студентами. Друг и коллега Алейникова Борис Андреев шутил: «Петя талантливый, но дюже ленивый — как выучил „Ленин и печник“ в вузе, так всю жизнь и читал».
«Три года наши!»
В 1955 году начинающий режиссёр Станислав Ростоцкий пригласил Аленикова на роль Игната Ушкина в картину «Земля и люди», снятую по сборнику сатирических рассказов Гавриила Троепольского «Прохор XVII и другие». Ростоцкий, зная о беде актёра, взял с него слово на съемках не пить. И действительно, во время работы Пётр Мартынович не взял в рот ни капли. Однако сорвался, как только съемочный процесс закончился. Он еще не знал тогда, что иная, более страшная, болезнь пустила корни в его организме.
Сначала была операция на желудке, потом несколько других...
«Он умер от рака легких, — рассказывала дочь артиста. — Сделали первую операцию — отняли легкое. Хирург сказал: „Ничего, три года наших“. И папа после операции прожил ровно три года. Месяц не дожил до 51 года».
Когда его друг и партнёр Борис Андреев узнал, что Алейникова будут хоронить на обычном городском кладбище — у Петра Мартыновича не было званий — ни заслуженного, ни народного артиста — это вызывал огромное его возмущение. В итоге Андреев добился, чтобы Алейникова похоронили на том самом месте на Новодевичьем кладбище, которое предназначалось ему самому, народному артисту СССР.