С весны 2022 года рок-музыкант Сергей Галанин выступает с концертами перед бойцами в госпиталях и подразделениях. Его группа «СерьГа» постоянно участвует в патриотических фестивалях, а её прошлогодний альбом «Тебя не сломать» был посвящён СВО.
Aif.ru поговорил с музыкантом о творчестве, о тех, кого он встречал в Донбассе, и о тех, кто выбрал другую сторону.
Сами поверили в сказки
Дмитрий Писаренко, aif.ru: — Сергей, в вашем последнем альбоме есть песня «Эпоха» со словами: «Во тьме не услышать вздоха, / Планета расчеловечена, / Уходит с людьми эпоха, / Ей больше здесь делать нечего». Это плод размышлений над происходящим в мире?
Сергей Галанин: — Эта песня была написана, когда умер гитарист группы «СерьГа» и мой друг Серёжа Левитин. Замечательный наш донбасский поэт Володя Скобцов, с которым мы работали на предыдущих пластинках, показал мне эти свои стихи. И я написал на них песню.
То есть поводом стал уход из жизни нашего товарища. Однако у меня и в целом есть ощущение, что прежнее время уходит и больше не вернётся.
— Речь о рок-музыке, о творчестве?
— О жизни в целом. Рок-музыка — лишь её маленькая часть. Такое впечатление, что мир заточен на то, чтобы люди мельчали, такая тенденция. Чтобы человек тянулся не к чему-то крупному, интересному и настоящему, а к мелочному. Отчего и сам мельчает.
— Что вы имеете в виду? Идеологию тотального потребления, которую навязал всему миру Запад?
— Именно так. По большому счёту, против этого наша страна сейчас и воюет. Запад нам предложил сказки и иллюзии, в которые мы отчасти поверили в своё время и втянулись во всё это. Сами себе нарисовали что-то, увлеклись якобы райскими красотами.
С другой стороны, человек по природе своей склонен тянуться к чему-то упрощённому. Он хочет лёгкого, успешного, сиюминутного. Так во всём мире, и мы в этом смысле не исключение. Только на Западе это ставят во главу угла и называют всякими красивыми словами, возводя в ранг жизненных ценностей. А мы такого не приемлем. Приходится как-то сдерживать себя, искать настоящую систему координат, чтобы бороться со своими страстями.
— Когда вы говорите, что мы сами поверили в навязанные нам иллюзии, не кажется ли вам, что рок-музыка сыграла в этом какую-то роль? Ведь есть мнение (оно звучало ещё во времена СССР), что это тайное идеологическое оружие Запада, своего рода мягкая сила для воздействия на умы.
— Думаю, есть в этом некая правда. Поэтому сейчас иногда уже и не хочется слушать что-то из старого. Понимаешь, что всё это действительно было в большей степени задумано людьми, которые нами манипулируют. Не хочется ни слушать, ни размышлять над этим, ни увлекаться этим.
Хотя, думаю, в 1960-е и 1970-е большинство западных рок-музыкантов делали своё дело искренне. Их просто выпустили на арену, чтобы слепить из них кумиров и получить от этого выгоду. То есть какие-то непростые люди управляли ими, а они, в свою очередь, управляли нами.
И что нам остаётся теперь, когда мы всё это поняли? Думаю, петь о чём-то настоящем, очень нам сегодня необходимом. О душе, о любви, о борьбе тьмы и света. А тьма есть в каждом из нас. Важно осознавать это, сдерживать себя и оставаться человеком.
«Там нет растерянных глаз»
— Как часто в Донбасс ездите?
— Не так часто, как многие мои товарищи. Когда получается, еду. Последний раз ездили с Олей Кормухиной, она-то как раз там бывает очень часто. Мы с ней побывали в трёх подразделениях — гуманитарку привезли, пообщались и песни попели.
Для меня это очень полезные поездки. Несмотря на постоянную опасность и угрозу жизни, там всё как-то более спокойно в человеческом плане, чем в той же Москве. Я не видел там унылых людей, растерянных глаз. Все они понимают, что с ними происходит, почему они там сейчас, какая важнейшая задача перед ними стоит. Видно, что дух у этих людей гораздо сильней, чем у нас, которые иногда стараются выглядеть такими мужественными, честными, правильными.
Каждый раз для меня это некий урок жизни, глоток свежего воздуха и... (задумывается) возможность сделать своё дело по-настоящему. Вроде обычный концерт, но отношения между тобой и слушателем другие, они очень трогательные и близкие. Вдруг мы встретились последний раз? Может, они уйдут завтра на линию боевого соприкосновения и не вернутся?
— Как там реагируют на песни?
— Подходят, жмут руку и благодарят. Иногда хлопают по плечу: молодец, батя, хорошие песни пишешь. Относятся с доверием и благодарностью. В такие моменты я понимаю, что, значит, не зря всё это со мной происходит.
У этих людей есть чему поучиться. В последние годы как-то стало чувствоваться, что из нас что-то мужское улетучивается. Видимо, с этим тоже ведётся борьба в рамах планеты. Но те, кто воюет в Донбассе, этому не подвержены. Они меня заряжают. Хочется познакомиться и пообщаться не только с ними, но и с их родителями — с теми, кто их вырастил и воспитал.
Неспособность покаяться
— Как оцениваете ситуацию в нашем шоу-бизнесе после начала СВО?
— Ситуация простая. Некоторые люди за это время поняли, что они живут не только для того, чтобы есть, пить, деньги получать и автографы раздавать, а для чего-то другого — более светлого и нужного. А другие не поняли. Кто-то просто испугался и уехал.
— Как относитесь к уехавшим коллегам?
— Да, честно говоря, и общаться-то с ними не очень хочется. Просто говорить не о чем. У некоторых просто раздулась гордыня, самомнение — я имею в виду тех, кто постоянно оттуда высказывается, совершая нападки не только на руководство страны, но и на Россию в целом, на обычных людей. Они себе нарисовали картину мира, перевёрнутую с ног на голову.
Ну и Бог с ними. Видимо, так было всегда, просто жалко осознавать, что какие-то твои старые знакомые, приятели с возрастом оказались... однобокими, что ли. А может, даже и глупыми.
Пока человек жив, у него всегда есть возможность исправиться. Лишь бы он что-то понял. Но, как показывает практика, в 99% случаев такие люди не признают, что были неправы. Может, в глубине души и признаются сами себе, а прилюдно — нет. Тем более они не способны извиниться или покаяться. Да многие, мне кажется, и слова такого не знают либо знают его применительно к другим: пусть они каются, а я не могу, я же такой хороший.
Львиная доля уехавших артистов — переоценённые люди. Мы их в своё время «надули» все вместе. А ведь они не из той плеяды людей, отъезд которых может нанести значительный урон нашей культуре и стране в целом. Нет таких среди них.
Вот, скажем, уехал в своё время Ростропович. Но разве он так вёл себя за границей, как они? Несмотря на его не очень мощную физиологию, какая у этого человека была сила духа! Таких фигур и близко нет среди нынешних отъехавших. Они продукт массовой культуры. Что, мы не выживем без них? Конечно, выживем. Их рядом с Ростроповичем и поставить нельзя.
Главная беда этих людей в том, что они думали, будто нужны всему миру. А оказалось, миру они не нужны. Они были нужны родине, но она прекрасно без них обойдётся. А вот они без неё?
И ещё. Сейчас в мире идёт война со всем русским. А ведь уехавшие являются представителями русской культуры, русского языка. Как можно в такой ситуации выступать против своей страны и лить воду на мельницу врага? Для меня это загадка.
Ведь теперь всё стало очевидно, все маски сброшены. Западные политики в открытую говорят, что и зачем они делают, кого и как используют в своих целях и сколько хотят на этом заработать. А эти артисты всё равно остаются на стороне врага. Вот этого я не могу понять.