Режиссёр сериала «Метод» Юрий Быков: моя позиция сегодня непопулярна

Режиссер Юрий Быков получает приз имени Григория Горина за лучший сценарий на церемонии закрытия XXV Российского кинофестиваля «Кинотавр». © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

 Ну а буквально на днях на Первом канале состоялась премьера его сериала «Метод» с Константином Хабенским в главной роли.

   
   

«Зло - это мы!»

Сергей Грачёв, «АиФ»: Юрий, прочитал, что вы собирались снимать фильм об Украине, но пока отказались от этой идеи, поскольку не хотите подставляться под удары либералов, которых в Москве и в других крупных городах, по вашим словам, подавляющее большинство. 

Юрий Быков: Я бы поправил насчёт крупных провинциальных городов - эта часть населения придерживается консервативной позиции: где родился, там и сгодился. В Москве же люди, которые принимают серьёзные решения, очень сильно ориентированы на Европу, на Запад. У них деньги в другом банке, если говорить утрированно. Для них связь с Западом приоритетнее, чем сочувствие и сострадание к собственной стране и попытки что-то в ней исправить. Я не говорю, что они совсем ничего не делают в этом направлении, но в случае возникновения спонтанного выбора, который может возникнуть, эти люди уедут из России. Они этого особо и не скрывают. 

Я не разделяю такой позиции - считаю, что матерей всё-таки не выбирают. Сейчас всё популярнее становятся понятия «космополит», «человек мира». С моей точки зрения, это всё от человеческой трусости. Рыба ищет где глубже, а человек - где лучше. Я не махровый патриот, как сейчас принято говорить. У меня большие претензии к власти, к внутренней организации нашего общества, к олигархии и так далее. Но моя позиция сегодня непопулярна, и высказывания с помощью кино на такую серьёзную тему, как Украина, чреваты серьёзной нервотрёпкой. А для этого надо накопить силы.

- Давайте об общечеловеческих вещах поговорим… В фильме «Метод» в центре сюжета маньяк - человек, существующий в пограничном состоянии. Работая над проектом, вы для себя что-то новое поняли про природу добра и зла?

- Зло - это следствие поступков, и его может сеять каждый из нас. Другое дело, что поступки всегда чем-то мотивируются - средой, генетикой, воспитанием. Но обывателю гораздо проще поставить на того или иного человека клеймо «подонок», чем попытаться разобраться в том, почему он таким стал. Так устрое­но общество, и, наверное, это правильно. Чтобы выживать и развиваться, сообществу нужна чёткая сетка правил, но правила эти не всегда вдумчивы и глубоки. Если же человек обстоятельно задумается о природе зла, вывод будет один: каждый из нас ответст­венен за весь тот негатив и разрушения, что происходят вокруг. С пониманием этого становится сложнее смотреть на мир. Это неудобно.

Иди и смотри

- Лет 5-7 назад довольно активно обсуждали проблему насилия на ТВ: что жестокость на экране порождает жестокость в жизни. 

   
   

- По роду своей профессии я достаточно плотно увлекаюсь психологией и могу сказать, что на неподготовленного зрителя жестокость на экране действует разрушительно.  

Да, есть мнение, что демонст­рация насилия заставляет понять степень его опасности, как, например, в фильме Элема Климова «Иди и смотри». Но запретный плод сладок… Реакция на него зависит от органики человека. С одной стороны, познание, как известно, умножает скорбь, делает человека глубже, раздвигает для него рамки дозволенного и заставляет задавать вопросы. А с другой стороны, познание, о котором говорим мы сейчас, провоцирует на насилие. И тотальное ограничение, и тотальная свобода в этом вопросе не очень хороши. Дело в балансе. А тот же мой новый фильм - это не увлекательный рассказ об имеющих право убивать и получать от этого наслаждение. Это путешествие в мир людей глубоко несчастных, обездоленных и одиноких. Им позавидовать трудно…

- Если жестокость на экране большинство единодушно смущает, то пропаганда у этого большинства вопросов не вызывает. 

- Перед телеканалами поставлены определённые государст­венные цели, и они этих целей стараются добиться всяческими средствами. Это совершенно понятно, как понятно и то, что общество всей правды у нас никогда не получало. Да оно и не готово к ней. Массы должны быть в первую очередь управляемы, для этого и навязываются стереотипы мышления. И на Западе то же самое происходит. Раньше с помощью религии, Церкви, а сейчас с помощью ТВ формируется общественное мнение, необходимое для того, чтобы продвигать те или иные политические курсы. А полная гласность и свобода слова подразумевают наличие самостоятельного общества и серьёзное гражданское сознание каждого из её представителей. Но этого не будет никогда.

- Почему?!

- Потому что человек по природе своей слаб, труслив, инертен и думает прежде всего о выживании и собственном благополучии. Альтруис­тов и героев очень мало. А только они способны принимать серьёзные граждан­ские решения. Люди в массе своей склонны к стадному чувству. Но, даже если бы было иначе, вопрос полной свободы и гласности не так прост. Я придерживаюсь тех основ, что звучат в древнегреческой трагедии «Антигона». Там маленькая девочка требует у царя абсолютной справедливости. А он ей объясняет, что абсолютная справедливость - такое же зло, как абсолютная анархия.

И ещё... Наше общество находится практически в состоянии зародыша. Люди в нём преимущественно выживают, думают о куске хлеба. Причины - не только и не столько в людях, в нас с вами, а в целом ряде серьёзных, практически непреодолимых обстоятельств. Ругать наше общество за те перекосы и изъяны, которые в нём существуют, всё равно, что ругать ребёнка за то, что он суёт пальцы в рот. Он просто ещё не научился по-другому, но это не значит, что он плохой или хороший. В этом смысле я чувствую очень серьёзное, незаслуженное давление на русский мир и русскую культуру, к которой себя причисляю.