Режиссёр, который рискует. Главные фильмы Аллы Суриковой

Алла Сурикова. © / Alexander Keltik / www.globallookpress.com

В 2005 году на одном из российских кинофестивалей Алла Сурикова получила приз «За верность жанру комедии». Награда вполне заслуженная — всю свою карьеру она снимала именно комедии и развивала этот жанр. «Чтобы выжать у зрителя слезы, нужно приложить гораздо меньше усилий, чем для того, чтобы вызвать улыбку. И, кроме того, есть очень немного режиссеров, которые рискуют, а это действительно риск — снимать комедии», — рассказывала Сурикова в интервью «АиФ».

   
   

Алла Сурикова (девичья фамилия — Заславская, Суриковой она стала после первого брака) родилась 6 ноября 1940 года в Киеве, там же окончила университет по специальности «русский язык и литература». Но уже в конце 1960-х начала работать в кино, отучилась на Высших курсах сценаристов и режиссёров в мастерской режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова, и сама начала ставить лирические комедии — как худрук её курса Георгий Данелия.

«Ералаш» (1975)

Без Аллы Суриковой никакого «Ералаша», возможно, не было. В 1972 году она только что окончила режиссерские курсы, но нашла в себе смелость написать письмо в Госкомитет по кинематографии с предложением сделать аналог знаменитого «Фитиля» для детей. Идея власть предержащим понравилась, и новую серию утвердили на уровне ЦК КПСС (несмотря на возражения «владельца» «Фитиля» Сергея Михалкова). Правда, предложенное Суриковой название — «Фитилёк» — пришлось заменить. Создателями детского юмористического киножурнала стали сценарист Александр Хмелик и режиссер Борис Грачевский, а знакомый всем «Ералаш» придумала дочь Хмелика. Для Суриковой «Ералаш» какой-то вехой в карьере не стал, но она сняла для этого журнала два выпуска.

«Суета сует», 1979

Свой дебютный полнометражный фильм Сурикова поставила по сценарию Эмиля Брагинского. Это не совсем комедия — скорее, мелодрама. Главные герои женаты почти двадцать лет, у них взрослая дочь, и вроде бы всё хорошо. Но однажды муж решает уйти из семьи, потому что полюбил другую женщину. Жена, инспектор ЗАГСа, воспринимает такое изменение своего статуса крайне болезненно, а тут ещё дочь, воспользовавшись разладом родителей, уехала к жениху-таксисту в Новгород. Заканчивается всё, разумеется, хорошо, а комедийный дух в «Суете сует» появился благодаря исполнителям главных (Галина Польских и Фрунзик Мктрчян) и второстепенных ролей (Леонид Куравлёв, Людмила Иванова, Яна Поплавская, Наталья Крачковская, Борислав Брондуков). Первый «блин» у Суриковой в итоге комом не вышел — фильм посмотрели более 25 млн человек.

Алла Сурикова, 1981 г. Фото: РИА Новости/ Шахвердиев

«Ищите женщину», 1983

Второй фильм Суриковой «Будьте моим мужем» также был, пожалуй, мелодрамой — герои Андрея Миронова и Елены Прокловой попадали в ловушку курортного романа, из которой находили путь к семейному счастью. А вот в следующей работе режиссер отправилась на неизведанную территорию детектива — с преступлениями, убийствами и кровью. Двухсерийный фильм «Ищите женщину» — это экранизация пьесы британского драматурга Джека Поплуэлла, которая, правда, до СССР добралась через Францию (отсюда французские имена персонажей). Секретарь нотариальной конторы Алиса видит своего босса мэтра Роше с ножом в спине; в панике она вызывает полицию, но труп исчез — и лишь острый ум инспектора Грандэна способен разгадать эту загадку. В фильме снова снялась целая россыпь звезд советского кино (в итоге это стало «фишкой» Суриковой), «Ищите женщину» не раз показывали по центральному телевидению, да и сейчас эта картина не кажется сильно устаревшей — хотя, конечно, это больше киноинсценировка театральной пьесы.

«Человек с бульвара Капуцинов», 1987

В принципе, в мире мало режиссеров, каждая работа которых становится мегауспешной — многих помнят максимум по одному-двум фильмам. Сурикова к середине 80-х уже была режиссером, что называется, «с багажом» — каждый её фильм вызывал интерес зрителей. И она могла позволить себе эксперимент, каким и стала картина о кинематографе в условиях американского Дикого Запада. «Человек с бульвара Капуцинов», разумеется, не настоящий вестерн — впрочем, все приметы этого жанра в фильме имеются: ковбои пьют в салунах и скачут на лошадях, индейцы в полном боевом оперении тоже скачут и тоже стреляют, красавицы красивы и доверчивы, а бармен тщательно подсчитывает убытки, несмотря на царящий вокруг хаос потасовки. Фактически «Человек...» — это капустник в самом хорошем смысле этого слова, пародия на всё, что только может вызвать улыбку, с непременной любовной линией и противопоставлением плохого хорошему. Ну и актеры собрались отменные — Андрей Миронов, Александра Яковлева, Михаил Боярский, Олег Табаков, Николай Караченцов, Игорь Кваша, Лев Дуров, Галина Польских, Спартак Мишулин и многие другие. «Человек с бульвара Капуцинов» мог быть только одним — снятым в то время и в тех условиях, и не случайно вторая попытка Суриковой использовать эту тему — комедия 2010 года «Человек с бульвара Капуцинок» — оказалась не принята зрителям.

   
   

«Хочу в тюрьму», 1998

Пожалуй, повторить успех «Человека с бульвара Капуцинов» было и невозможно — особенно с учетом того, что вскоре СССР распался, а с ним и распалась привычная система кинопроизводства. В 90-е Алла Сурикова делала комедии — довольно грустные, надо признать — о противопоставлении двух миров: В «Московских каникулах» это мир богатой итальянки и сотрудника российского НИИ, в «Детях понедельника» — мир богатого предпринимателя, у которого проблемы с криминалом, и мир его деревенского детства и первой любви. Ну а в фильме «Хочу в тюрьму» Сурикова экранизировала в чем-то романтичные представления о том, как хорошо живется в европейских тюрьмах простым заключенным — в отличие, конечно, от тюрем российских. Правда, не обошлось без определенных клише — главный герой (Владимир Ильин) механик с закрытого завода, который вляпывается в криминальную историю и решает пересидеть сложное время в голландской тюрьме. Пересидеть получается, только вот сложные времена заканчиваться и не думают.

«Провинциальные музеи России», 1999-2009

«Я не согласна с тем, что комедия умерла. Она всегда будет жить потому, что люди должны смеяться. Тем более сейчас, когда мы постоянно с чем-то боремся», — говорила Сурикова в одном из интервью. Правда, её портрет будет неполным без очень масштабного проекта о провинциальных российских музеях. Это не комедия и не рассказ о том, что можно увидеть в музеях, например, Тамбова, Омска или Саратова — а набор историй про обычных людей, волею судеб оказавшихся в этих культурных институциях этих городов. В этом проекте Алла Сурикова была автором идеи, а также продюсером и художественным руководителем — и в 2009 году именно ей досталась Государственная премия правительства России.