Русскоязычный рэпер из Германии Дмитрий Гинтер — он также известен как Дима Бамберг и Schokk — подал документы на получение российского гражданства и объявил об этом в своих социальных сетях. В своё время Дмитрий переехал с семьей в Германию и долго жил там, затем под псевдонимом Schokk стал известен и в России как достаточно скандальный исполнитель, но затем отошел от баттл-рэпа. После событий на Украине в 2014 году он занял пророссийскую позицию — и в итоге это привлекло к нему внимание немецких правоохранительных органов, а он сам решил перебраться в Россию.
Музыкант рассказал aif.ru о том, как сложилась такая ситуация, о том, как в Германии относятся к русским, о своих планах на будущее и об ответственности артистов.
Игорь Карев, aif.ru: — В социальных сетях упоминалось, что вы переехали в Россию уже давно...
Дмитрий Гинтер: — В Россию я переехал — если использовать именно этот термин — в мае 2022 года, 9 мая уехал из Берлина и 11-го уже был в Москве. Но вообще я надолго приезжал в Россию и раньше — у меня русская жена (Анастасия Куприна, менеджер артиста — ред.), так что мы жили в Москве с 2017 года. Жили периодами, пока не истекала виза, потом приходилось возвращаться в Германию, делать новую визу... Сейчас я собираю документы на вид на жительство, но всё оказалось очень сложно и долго. Я бы, думаю, и так сумел добиться российского гражданства, но в мае запаниковал — на меня в Германии завели уголовное дело.
— В чем суть этого дела и что вам грозит?
— Меня обвиняют в том, что я писал в своем твиттере, на мой блог даже отреагировал верифицированный эккаунт полиции Германии. Но мне сообщили, что моим делом будет заниматься не обычная полиция — тогда бы мне грозил штраф, — а LK, Landeskriminalamt (Государственное управление уголовной полиции — ред.). Это более серьезный уровень, они рассматривают моё дело как одобрение военных преступлений или поддержку террористических организаций.
— Такое в Германии в порядке вещей?
— Есть достаточно шумные публичные случаи — например, девушку из Мюнхена арестовали за танец с российским флагом и оштрафовали. Мой хороший друг из Бремена тоже получил штраф за букву «Z» на футболке. Но их делами занималась как раз обычная полиция, а когда моё дело передали в LK, я понял, что меня собираются кушать — на подносе и публично. Наверное, это потому, что я и сам лицо публичное, выступал в Москве, да и в соцсетях активно поддерживаю Россию. Я думаю, что сыграли роль и жалобы в полицию на мой блог в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ — ред.), который закрыли как раз из-за многих тикетов от либеральной общественности.
— А это государственная политика Германии? Или всё происходит и на уровне простых людей?
— На бытовом уровне немцы относятся к русским нормально, никто никого не притесняет и косо не смотрит. Но на официальном уровне происходит всякое — обычно какие-то мелочи и пакости. Например, человека с русской фамилией могут записать к врачу не на ближайшую дату, а через полгода. И не понимаю, чего они хотят. Они вроде бы продвигают антироссийскую повестку, но при этом всячески усложняют жизнь тем, кто уехал из России и кто разделяет европейский взгляд на ситуацию. Мне кажется, что такое поведение властей — не ответ на действия российских властей, а разделение по национальному признаку. Ты русский — значит, ты виноват. У немцев большой опыт в таком разделении, мы все помним, что они делали в 30-е и 40-е годы прошлого века.
— А как к тому, что происходит с вами, относится ваша семья? Они же остаются в Германии?
— Да, вся семья, вся родня живут там. Но они пока не слишком в курсе моих проблем, хотя после некоторых публикаций мне, видимо, придется им звонить и успокаивать.
— Планируете как-то отражать ситуацию на Украине в своем творчестве?
— Конечно. На днях я выпущу песню о событиях в Донбассе — я написал её совершенно спонтанно, и это первая моя реакция на то, что происходит. Ещё готовлю выставку, но это более долгий процесс. А так — я никуда от этого не денусь, обязательно буду рефлексировать. Артист вообще должен откликаться на актуальные события — любым способом. Иначе талант зря ему достался. Артист имеет право ошибаться в своей оценке, но молчать не имеет права.
— В Донбасс не собираетесь с концертами?
Знаете, думаю, будут не только концерты. У меня масса проектов. Этим летом, например, мы снимали документальный фильм в Хибинах — с точки зрения велотуризма, хотели делать подобное в Крыму и на Кавказе. Меня вообще интересует развитие туризма в России, я хочу показать страну с красивой стороны. Ещё я собирался поехать в Таганрог с волонтерами, чтобы привести в порядок местное кладбище — у меня есть профильное образование, я обучался на реставратора церквей и скульптур в Баварии, работал по этой профессии восемь лет. Но пока что я не могу ездить по стране — сначала надо решить вопрос с документами.