«Реклама сделала свое дело». Что писали о «босячке» Дункан в России

Айседора Дункан. © / РИА Новости / РИА Новости

145 лет назад, 27 мая в Сан-Франциско родилась Айседора Дункан. В России она известна в первую очередь как жена Сергея Есенина, брак с которым был скоротечным. В Европе и Америке все было иначе. Там Дункан снискала славу как танцовщица и одна из родоначальниц жанра модерн в танцевальном искусстве.

   
   

Бросил беременную жену и трех детей

Многие на Западе считали блажью «звезды» то, что Дункан отправилась в 1921 г. в разоренную гражданской войной Россию. В Москве ее поселили в лучшую на тот момент гостиницу. Но белья в своем номере она не обнаружила. Зато ночью услышала характерный писк крыс, которые шмыгали по комнате. Вместе с помощницей они прямо посреди ночи ретировались в комфортный вагон международного класса, в котором Дункан прибыла из-за границы. Там и переночевали.

Впрочем, надо знать биографию Айседоры, чтобы понимать: крысы, голод и холод не могли ее остановить. В детстве ей пришлось многое пережить. Айседора была четвертым, младшим, ребенком в семье. За несколько месяцев до рождения девочки ее отец банкир Джозеф Чарльз Дункан погорел на финансовых махинациях и ударился в бега, оставив беременную жену с тремя детьми на произвол судьбы. Мать Айседоры, которой раньше не приходилось заботиться о куске хлеба, начала подрабатывать швеей и давала частные уроки игры на фортепьяно. Она была женщиной с артистическими наклонностями, которые передались младшей дочке. С раннего детства Айседора обожала танцевать. В 10 лет девочка бросила школу, решив, что зря теряет за партой время — лучше больше заниматься танцами и музыкой.

Так как характер у Айседоры был свободолюбивый, она не горела желанием заниматься балетом, который требует жесткой дисциплины и ежедневных многочасовых занятий у станка. В ее воображении складывался иной танец — который можно исполнять не только без пуантов, но и вообще босиком. В будущем ее так и будут называть — «босоногая». А тогда на жизненном пути Айседоры встретилась актриса Лои Фуллер, которая выступала с хореографическими импровизациями, используя световые и воздушные эффекты. Девочка принимала участие в ее номерах, постепенно формируя собственную философию танца. Вдохновением Дункан стала древнегреческая культура, вернее, то, как она ее сама понимала. Ее фирменным стилем будет выступление босиком и в греческом хитоне. Впервые она появилась в таком виде в Чикаго на сцене ночного клуба. Ей было 18 лет.

«Одни в восторге, другие сомневаются в ее нормальности»

Дункан принято считать одной из родоначальниц стиля модерн в танце. До нас дошло лишь несколько 30-секундных кинозаписей выступления Дункан на сцене. А вот письменных воспоминаний современников, посетивших выступления «босоножки», множество... В том числе сохранились и воспоминания русских зрителей. Дело в том, что Дункан впервые посетила Россию задолго до октябрьского переворота 1917 года. Это случилось в 1905 году. Ей тогда было 28 лет.

Конечно, русские газеты того времени не могли пропустить это событие. Если полистать подшивку отечественных изданий 1905 года за последние числа января, можно найти небольшие, но интересные зарисовки того, как в России встретили «королеву жестов», как называли Дункан в Америке и Европе.

   
   

Перед московской публикой танцовщица выступала в Большом зале Консерватории. «Она прославилась не столько талантом, сколько оригинальной манерой танцевать босиком. Реклама сделала свое дело. Зал консерватории был вчера переполнен блестящей великосветской публикой, — писал журналист. — Встретили мисс Дункан скромно, но потом аплодировали, хотя трудно решить, за что — за красоту, за пластичные ли позы, которыми она иллюстрирует музыкальные произведения великих музыкальных мастеров, или же за то, что она танцует босиком, в очень легкой, почти сквозной тунике».

Не уступает своему коллеге и другой корреспондент, замечая: «Впечатление смешанное. Мнения разделяются. Одни в восторге от естественно пластики, другие сомневаются в нормальности американской гостьи».

«Босячку» Айседору Дункан, которая танцевала под музыку Шопена, Бетховена и Баха, в России посчитали «курьезом», который вряд ли можно назвать искусством. Сама танцовщица декларировала главную идею своего творчества как «свободу женщины и эмансипацию ее из закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства». Когда Дункан была в Москве, она встретилась с режиссером Станиславским. На его вопрос: «Кто учил вас танцевать» она гордо ответила: «Терпсихора!» (согласно древнегреческим мифам, Терпсихора — богиня танца — Ред.).

При разных оценках Дункан как танцовщицы приняли ее в 1905 году в России тепло. И в Европу она возвращалась в прекрасном расположении духа.

Смерть в Ницце

Между тем посещением 1905 года России и следующим в 1921 году пройдет не просто 16 лет. За это время ее жизнь разделится на «до» и «после». Она родит двух детей — девочку и мальчика — и потеряет их в 1913 г. Машина, в которой ехали 6-летняя Дердри и 3-летний Патрик вместе с няней, потерпит катастрофу. Младший сын был рожден Дункан от наследника богатейшей империи Зингеров, с которым танцовщица не состояла в официальном браке.

Боль от этой раны она пыталась заглушить всю оставшуюся жизнь. Когда в 1921 г. она приехала в революционную Россию и увидела поэта Сергея Есенина, то сказала: «Это мой повзрослевший Патрик». Погибший сын Дункан был золотоволосый, со светлыми глазами.

Мистическим образом смерть самой Дункан наступила, как и у ее детей, в автомобиле. Она погибла в 50 лет. Это случилось во Франции 15 сентября 1927 года. Айседора ехала на дорогой спортивной машине «Амилькар», которых было выпущено всего 300 экземпляров. Авто могло развивать скорость до 150 км/ч. Верх был открытым. Она сидела на пассажирском сидении. За рулем — ее знакомый. На шее танцовщицы был длинный шарф. В конструкции колес машины присутствовали спицы. Длинный, развивающийся от ветра шарф попал в заднее колесо. Все случилось мгновенно. Похоронили Айседору Дункан во Франции рядом с ее детьми.