Реальное кино! Алексей Учитель о переменах, санкциях и своём фестивале

Алексей Учитель. © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Фестиваль в этом году в Санкт-Петербурге состоится уже в 26 раз — с 23 по 30 сентября. АиФ.ru поговорил c Алексеем Учителем о фестивале «Послание к человеку».

   
   

Сергей Грачёв, «АиФ»: Алексей Ефимович, если сравнить российское документальное и отечественное прокатное, игровое кино, то где дела обстоят лучше? Точнее даже, какое кино сегодня более честное и созвучное настоящему дню?

Алексей Учитель: Вы пытаетесь выяснить какие-то формулы — а никаких формул нет. Просто есть честное, а есть нечестное кино. Вот и всё. И неважно — художественное оно или документальное. Вы сами посмотрите внимательнее: в игровом кино бывает много честных вещей, равно как много можно наблюдать вещей нечестных в документальном кино. В этом году мы получили более 7000 заявок, однако в конкурсную программу, понятно, постарались отобрать только лучшие работы. Поверьте, выбор было сделать непросто.

— Давайте честно: вот рядовому зрителю документальное кино вообще хоть как-то интересно?

— Конечно, традиционно зрители больше воспринимают игровое кино, потому что там известные актёры, звёзды, спецэффекты разные… Но и документальное кино ему может быть тоже безумно интересно, если его правильно подать. Тем более, сейчас происходит процесс, который можно охарактеризовать модным словом «интеграция». Жанры смыкаются, переплетаются. Вот смотрите, к примеру, Андрон Кончаловский снял картину «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицина», где документальный герой и игровая среда. Есть масса аналогичных примеров и в западном современном кинематографе. Например, известный боснийский режиссёр Данис Танович снял картину «Случай из жизни сборщика металлолома». Там тоже в центре сюжета реальный человек, а среда вокруг него игровая. Вот это взаимопроникновение, смешение даёт порой удивительные, очень интересные результаты. Я даже думаю, что будущее кинематографа как раз может оказаться за такими приёмами и средствами, чтобы оставаться максимально интересным зрителю — в том числе достаточно широкому.

— Вот вы шестой год возглавляете фестиваль документального кино. Разочарования ни разу не испытывали, не хотелось бросить это дело?

— Нет! Без всякого преувеличения и самохвальства я могу уверенно сказать, что это сегодня один из самых известных и уважаемых фестивалей документального кино во всём мире! У него богатейшая история. Его действительно любят и уважают. Знаете, в свете всех этих санкций и информационных войн я слышал, что на некоторые российские фестивали зарубежные кинематографисты отказывались приезжать. У нас, клянусь, до сих пор никто не отказался приехать.

   
   

— Вы в одном из своих интервью как-то говорили, что с цензурой в российском кино не сталкивались, в том числе и в рамках международного фестиваля. Это действительно так?

— Ну, есть вещи, которые у нас официально запрещены законом. Конечно, какие-то переборы в этом плане есть, но лично я их особо не ощущаю. Ну, так решило наше государство. А вы думаете, в других странах подобных переборов нет?! Ошибаетесь! Есть, да ещё похлеще!