Разные облики Жала. Как Стинг был джазменом и панком

Певец Стинг. © / x99 / Shutterstock.com

Музыканты довольно часто придумывают звучные псевдонимы: они более яркие, лучше запоминаются, а это хорошо для рекламы и повышает узнаваемость. Подобный прием помогает, разумеется, не всегда обязательных для успеха, от него музыкальный материал не зависит. И если песни хорошие, то достаточно глупого прозвища, чтобы прославиться на весь мир. Именно в такой связке это сработало для британского певца Стинга.

   
   

Вообще, этого музыканта зовут Гордон Мэттью Томас Самнер. Он родился 2 октября 1951 года в очень далекой от музыки семье. Но время тогда было такое что: либо ты занимаешься музыкой либо музыка занимается тобой. Самнер опоздал к «британскому вторжению», хотя свою первую гитару получил на десятилетие. Слушал рок — как и большинство его сверстников, — особо выделял Джими Хендрикса. Правда, после школы не бросился сколачивать собственную группу, а пошел работать, был налоговым инспектором и школьным учителем. Потом, впрочем, всё же поддался всеобщему помешательству, хотя и предпочел джазовое направление: прошел прослушивание в джаз-бэнд Newcastle Big Band, затем оказался в группе Phoenix Jazzmen, участники которой и выступили «крестными» будущей рок-звезды.

Фото: www.globallookpress.com/ Vit Simanek

Откуда взялся Стинг

Phoenix Jazzmen были весьма специфичным коллективом. Днем его музыканты были примерными членами общества, а по вечерам преображались в чикагских гангстеров и выступали под псевдонимами. Тогда-то Самнер и превратился в Стинга: это слово на английском означает просто «жало», и версий его появления несколько. Согласно основной, он как-то отказался надевать костюм гангстера и явился на концерт в свитере в желто-черную полоску. Ну или Стинга назвали так, потому что на одном из выступлений ему в штанину залетела пчела.

Любопытно, что в мире существует ещё один Стинг: известный в 1980-х — 1990-х американский рестлер Стивен Джеймс Борден. Но никаких конфликтов из-за одинаковых псевдонимов между ними нет, хотя рэстлер первым догадался зарегистрировать права на Стинга. Впрочем, позже этот вопрос они уладили — видимо, к общему удовольствию.

Тот ещё панк

Первую группу Стинг собрал в 1974 году в родном городе Ньюкасле-апон-Тайн. Она называлась Last Exit и играла, конечно, джаз, хотя и не такой консервативный, как у Newcastle Big Band или Phoenix Jazzmen. Группа просуществовала не очень долго, хотя и отметилась несколькими, можно сказать, хитами — но лишь городского уровня. В 1977-м музыканты оправились завоевывать Лондон, но буквально после пары выступлений расстались. Многие из участников группы вернулись домой, а Стинг остался в столице. Именно там его нашел американский барабанщик Стивен Коупленд, который собирал рок-трио The Police.

Формирование нового коллектива шло с определенными трудностями. Музыканты занимались сторонними проектами, игрались в свою версию панк-рока, который тогда был очень востребован, но стать новыми Sex Pistols так и не смогли. В итоге группа всё же сформировалась: гитарист Генри Падовани, который так и не смог показать каких-то выдающихся качеств, был уволен, а единственным гитаристом стал Энди Саммерса, недолго поигравший в The Animals. Ну а Стинг был в The Police вокалитсом, басистом и автором песен.

   
   

Как стать звездой

Прославилась The Police относительно быстро, хотя и благодаря везению. Например, записанный своими силами сингл «Roxanne» никого не впечатлил, композиция осталась практически незамеченной. И, лишь когда брат Коупленда помог музыкантам заключить контракт с большим лейблом, эта песня выстрелила. Группа к тому времени уже окончательно отошла от панка, занялась регги — и гремучая смесь нового направления, голоса и стихов Стинга (и рекламной кампании), превратили The Police в европейских звезд.

Вообще, после успеха «Roxanne» у группы всё шло легко, как по маслу. Уже первый альбом «Outlandos d'Amour» становится хитом (позже он вошел в список 500 лучших альбомов от Rolling Stone). Вторая пластинка — «Reggatta de Blanc» 1979 года — тоже не подкачала. На ней были записаны, например, «Message in a Bottle» и «Walking on the Moon». Уже к концу 1970-х The Police покорили и США, в Европе их почитали и до этого. Вот только пережить бремя славы группе было не суждено.

Один Стинг всегда Стинг

История The Police завершилась в 1983 году, после выхода альбома «Synchronicity», на котором был и такой хит, как «Every Breath You Take». В группе зрел раздор, хотя в клипах того времени музыканты отчаянно старались показать себя единым целым, Стинг всё больше выходил на первый план. Он уже работал сольно, снимался в кино. The Police могла бы в скором времени превратиться в его аккомпанирующую группу, но эта участь шла вразрез с амбициями Коупленда. Формально группу распустили в марте 1984 года, после завершения тура в поддержку «Synchronicity». Реально её уже не существовало за несколько месяцев до этого.

Стинг, разумеется, сделал самую успешную карьеру по сравнению с другими музыкантами The Police. Он сам писал себе песни, сам их пел. Его сольные альбомы регулярно оказывались на вершинах чартов и получали платиновый статус. Он много писал музыку для кино, правда, одна из самых известных баллад — «All for Love» для «Трех мушкетеров» 1993 года — была написана не им, а Брайаном Адамсом. Много снимался — в фильмографии Стинга около 100 работ. Но в большинстве из них он появлялся в роли самого себя. Но забыть, к примеру, Фейд-Рауту Харконнена из «Дюны» Дэвида Линча, пожалуй, невозможно.