Многие кинолюбители наверняка знают его в лицо, но вряд ли вспомнят фамилию. 95 лет назад родился Евгений Шутов. «Солдат Иван Бровкин» и «Иван Бровкин на целине», «Коммунист» и «Журавушка», «Адъютант его превосходительства» и «Тени исчезают в полдень» — выходец из крестьянской семьи, детство проведший в деревне, Евгений Шутов легко перевоплощался в сельских тружеников, председателей колхоза, управдомов, солдат, секретарей райкомов и парткомов.
Единственную главную роль — крестьянина Лыкова — актер сыграл в ленте «Любушка», где его партнерами были Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Владимир Заманский. Но войти в историю отечественного кинематографа этой картине было не суждено. А вот «Место встречи изменить нельзя» любят уже несколько поколений зрителей. Здесь у Станислава Говорухина все герои значимы. Запомнилась любителям кино и небольшая роль подполковника милиции Панкова, которую сыграл Евгений Шутов.
Отчислили по состоянию здоровья
Интересно, что об актерской карьере скромный сельский парень никогда не мечтал. Отец его в революцию попал на флот. Ну и Женька мечтал о море. Уже шла война. Шутов поступил в Ленинградскую военно-морскую академию. Однако радость была недолгой. Спустя три месяца его отчислили по состоянию здоровья. Другой бы расстроился, а Евгений решил попытать счастья в Московском авиационно-технологическом институте. Был принят. Но устройся он после института по профессии, так и не узнала бы никогда страна артиста Евгения Шутова. К счастью, многие вузы в советское время выпускали не только инженеров, учителей, журналистов, технологов, но и… блестящих артистов. Сколько их вышло из студий самодеятельности и студенческих театров!
Евгений не на шутку увлекся сценой. В 1944-м в составе творческой группы отправился на Карельский фронт, четыре месяца с коллегами поднимал боевой дух солдат и офицеров. После этого получил от военной комиссии рекомендацию для поступления в оперно-драматическую студию им. Станиславского, а потом был зачислен в труппу одноименного театра.
На судьбу не жаловался, работал и жил честно
Судьба Шутова была решена. С 1947 года он играл на сцене. А уже через год попал на экран. Дебютная роль в «Повести о настоящем человеке» оказалась крошечной, актера даже не удостоили упоминания в титрах. Но незамеченным Евгений не остался. Да и как было не заметить обаятельного баяниста! Артист ведь не просто мелькнул в эпизоде с инструментом, но и виртуозно сыграл на нем.
По-настоящему же актерский талант Шутова раскрылся в первой истории про Ивана Бровкина, где он сыграл бухгалтера Самохвалова — бюрократа, льстеца, подхалима. Дальше был Федор Фокин в «Коммунисте» — опять удача! А потом снова — «Бровкин»…
Герои у него были и положительные, и отрицательные. Но всегда Шутову удавалось показать характер и сыграть судьбу. Это было главным: актер работал искренне, честно, никогда никого не подводил. Так же и жил.
Звезд с неба не хватал, получив только звание Народного артиста РСФСР (высшей считалась награда СССР). Однако никогда не жаловался на судьбу. И, судя по всему, считал себя счастливым.
Театральная судьба его была еще менее тихой и незаметной, чем киношная: 13 лет в Театре им. Станиславского, затем — Пушкинский, «Сатира», Театр-студия киноактера. Шутов был неизменным участником капустников, концертов, ездил по стране с концертами и творческими встречами.
Помогал Урбанскому и Конкину
Открытый, остроумный, добрый, приветливый. И просто душа компании. Таким его запомнили коллеги. Музыкальный от природы, он играл на баяне, прекрасно пел, сочинял стихи и эпиграммы-посвящения, с удовольствием травил байки. И с невозмутимым видом рассказывал неприличные анекдоты. «Аккомпанировал» ему в этом давний друг и сосед по киношному дому на Черняховского Иван Рыжов. Хохмили артисты — будь здоров!
Но было у Шутова еще одно качество, которым не каждый коллега мог похвастать: готовность всегда прийти на помощь.
На съемках фильма «Коммунист» Шутов познакомился с тезкой Урбанским. Тот только окончил Школу-студию МХАТ, в труппу его не взяли. А он мечтал о сцене. Евгений-старший вызвался помочь, и вскоре Урбанский играл в Театре им. Станиславского.
Помог Шутов и Владимиру Конкину. Известно, что сценаристы Вайнеры не видели в последнем Шарапова. Да и Высоцкий относился к Конкину как бы свысока. Все это, вероятно, сказалось на общей атмосфере съемок «Места встречи…», и Шутов взял Конкина под «опеку»: репетировал с ним сцены, придумывал какие-то ходы, реплики. И искренне радовался успеху коллеги. Не все так могут.
Несмотря на «мягкую» внешность и добродушие, Евгений Ефимович был требователен и к себе, и к режиссерам. Снимался много. Но и отказывался без сожаления, если постановщик не мог объяснить идею картины, поставить четкую задачу. Соврать в жизни или в работе — для актера, прошедшего войну, это было самым страшным проступком.
45 лет с единственной женщиной
В 1990-е, как и многие, Шутов оказался практически не у дел. Работы в кино было мало. Из Театра-студии киноактера его отправили на заслуженный отдых. Но роптать и скучать, вздыхая, у телефона было не в характере Евгения Ефимовича. Он начал всерьез заниматься вокалом, подготовил душевную программу из военных песен и стал колесить по стране. Не обращая внимания на здоровье. Хотя сердце шалило давно. Первый инфаркт случился, когда Шутову не было и 40, третий — во время съемок «Места встречи...». Говорухину даже пришлось перекраивать некоторые сцены.
К счастью, рядом с актером всегда были супруга и сын. Женился Шутов в 23 года и до конца дней прожил с Альбиной Сергеевной.
Последним фильмом Евгения Ефимовича стал неудачный американский боевик с участием Чарли Шина и Настасьи Кински, где нашему актеру выпало сыграть русского министра.
Больше его в кино не приглашали. А спустя год, в 1995, собираясь на вечер в Дом кино, Евгений Шутов неожиданно умер от пятого инфаркта. Ему было всего 69…