С одной стороны, жаль, что в советское время не было желтой прессы. Сколько мы бы узнали про звезд прошлого! Но с другой, может, и хорошо, что любимые актеры из старых фильмов известны все-таки нам по ролям, а не по своим порокам.
А главный порок, увы, — это выпивка. От нее страдали многие. И, будучи пьяными, скандалили и дрались в ресторанах. Так что Никита Кологривый, устроивший на днях дебош в новосибирском баре, ничем из этого ряда не выбивается. Продолжает, можно сказать, традиции, пусть и не самые хорошие. Несмотря на раскаяние и просьбу о помиловании, суд назначил буйному актеру наказание — семь суток административного ареста. Получается, ближайшую неделю Кологривый, он же Емеля («По щучьему велению»), он же Кащей («Слово пацана. Кровь на асфальте») проведет в спецприемнике в родном Новосибирске. А чем оборачивались скандалы для звезд в советские времена?
Илья Муромец и Зеленый змий
В 1930-е актеры кино становились звездами сразу и на десятилетия. Борис Андреев (1915—1982) сыграл в десятках картин, и еще до главной роли в фильме «Илья Муромец» его называли русским богатырем. «Два бойца», «Сказание о земле Сибирской», «Максимка» — Андреева любили как родного в миллионах советских семей.
А в 1939 году вышел фильм, сделавший его знаменитым — «Трактористы». Он сыграл вместе с Николаем Крючковым и Петром Алейниковым. И именно с Алейниковым вскоре, на съемках другого фильма попал в анекдотическую историю.
Друзья допоздна засиделись в ресторане, а когда вышли на улицу, решили прилечь на мягком диване. Идея в целом здравая, если бы не дополнительные обстоятельства — диван находился на витрине мебельного магазина. Звезд советского кино по пьяной лавочке это не остановило, они разбили стекло и устроились спать.
Скандал с трудом удалось замять. Милиция проявила лояльность к любимым актерам, но истории о неразлучных друзьях-трактористах пошли в народ.
Через два года Андреев снова угодил в неприятную ситуацию. На этот раз ужин с горячительным в московском ресторане привел к драке. Богатырь Андреев, и правда обладавший недюжинной силой, вырубил двоих своих обидчиков.
Но тут уж пришлось объясняться. Пострадавшие служили в органах и очень хотели отомстить «трактористу», но снова обошлось.
Считается, что за Бориса Андреева вступился лично Сталин. Очень может быть, ведь отец народов искренне любил кино, а Андреев при его жизни получил звание народного артиста РСФСР и две Сталинские премии.
Были, наверно, и другие истории, но тогда говорить о них было не принято, так что до нас дошли лишь слухи разной степени достоверности.
Известно, правда, что во время работы над фильмом «Илья Муромец» в Крыму Борис Федорович выбросил в море милиционера. Но алкоголь тут ни при чем. Страж порядка не верил в знаменитую силу гиганта, а тот охотно доказал ее. На спор.
Избитый дружинник
Актер Александр Кайдановский (1946—1995) считался секс-символом и драчуном. Взрывной нрав часто мешал звезде фильмов «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Дети Ванюшина», «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и многих других. А однажды едва не довел актера до тюрьмы.
В начале 1970-х Кайдановский стал героем криминальной хроники. Он с друзьями выпивал в известном столичном ресторане, вышел на улицу освежиться и привлек внимание бдительного дружинника. Что стало причиной ссоры, неизвестно, но потом в материалах дела всплыло абсурдное утверждение дружинника о том, что актер показался ему похожим на преступника, укравшего белила. Впрочем, как бы то ни было, но киноактер сильно избил добровольного стража порядка.
Состоялся суд, на котором обвинение настаивало на реальном сроке для Кайдановского. За Александра вступились коллеги, а решающим оказался голос Михаила Ульянова, который попросил судью о снисхождении в связи с тем, что супруга обвиняемого находилась в положении. Актер получил условный срок, но из театра Вахтангова его уволили. Впрочем, он продолжил активно сниматься в кино. А еще пить и драться, к сожалению.
Считается, что именно из-за очередной ресторанной драки Александр Леонидович не смог поехать в Италию на съемки фильма Андрея Тарковского «Ностальгия».
Баритон и стул из буфета
Когда в 1976 году на экраны вышла музыкальная комедия Леонида Квинихидзе «Небесные ласточки», стало ясно, что в СССР родилась еще одна звезда. Певец с уникальным голосом Сергей Захаров (1950—2019) исполнил одну из ролей, спел несколько песен и влюбил в себя огромную аудиторию. Даже несмотря на то, что саму роль озвучивал Олег Басилашвили…
Захаров блистал в ленинградском мюзик-холле, был окружен славой и множеством друзей.
Но этот мгновенный взлет окончился очень скоро, уже в 1977-м.
После очередного успешного концерта Захаров выпивал с друзьями в театральном буфете. В этот момент в зал ворвалась группа людей во главе с администратором мюзик-холла. Именно с этим администратором, который, кстати, серьезно занимался боксом, Сергей поругался до концерта. Певец просил провести друзей, владелец контрамарок был против. Слово за слово, молодые люди расстались с обидой. И вот «решить вопрос» обиженный работник театра задумал после спектакля. Началась массовая драка, которую с трудом смогли разнять работники милиции.
А на утро выяснилось, что администратор лежит в больнице с побоями и во всем винит Захарова. С одной стороны, известно, что в СССР знаменитостям можно было многое. Влиятельные поклонники часто отмазывали народных любимцев и в куда более серьезных случаях. Но тут история попала в прессу, где драчуна-баритона выставили с самой худшей стороны. И тут уж без наказания обойтись не могло. Сергей Захаров стал участником показательного процесса, чтобы всем было ясно — в стране закон один для всех.
Певец получил реальный срок — один год, причем за «прерывание служебной деятельности должностного лица», а не за нанесение травм.
Сам Сергей Георгиевич вспоминал, что наказание он отбывал относительно комфортно — в камере с провинившимся врачом и строителем-растратчиком. В тюрьме его считали местной достопримечательностью и берегли. Он даже выступал.
Но после выхода на свободу бывшие друзья испарились, предложений о работе в столицах не было. Покочевав по стране, Захаров вернулся в Ленинград, в середине 1980-х он снова оказался в мюзик-холле, судимость с него сняли.
Сергей Георгиевич все-таки сумел построить карьеру, стал народным артистом России.