Путь каскадёра. Как Александр Иншаков из трюкача актером стал

Александр Иншаков. © / www.globallookpress.com

Когда он появился на экранах, советские девушки разом влюбились в него. А парни захотели быть такими же, смелыми и сильными. 23 января отмечает 75-летие  Александр Иншаков – российский киноактёр, кинорежиссёр, кинопродюсер, президент Гильдии каскадёров России Союза кинематографистов России.

   
   

Поле для подвигов

По словам Иншакова, ему было предопределено стать каскадером: «Я послевоенный мальчик. И у нас других забав не было, кроме как бегать и сражаться друг с другом. Немцы против наших. Ну, и естественно, мы читали романы Вальтера Скотта. А это сражения, доспехи… Жизненный ареал наш был ограниченный. Барак, напротив - сарай. Слева общественный туалет. За туалетом у нас было поле для подвигов – там была железная дорога, где мы играли. В общем, мне повезло с детством».

Меж тем, везунчиком Иншакова назвать трудно. «Я родился в бараке, комната 11 метров, – рассказывал он. - Жило в ней 9 человек. Дедушка, бабушка, дядя, тетя, племянница. Я, мама, сестра и отец. Время было странное. Всё приобреталось на вырост. Когда мне покупали вещи, я терпеть не мог их надевать. Во-первых, всё велико. Во-вторых, родители ругали, если я поцарапал новую обувь. Мне было очень досадно: раньше у меня были ботинки, которые разбиты, поцарапаны, в них можно бегать, сражаться. А в новых шевелиться нельзя!»

Отец Иншакова работал преподавателем физкультуры в женской школе. Мать работала в банке. «Родителям было не до нас. Они утром уезжали, вечером приезжали.,– вспоминал Александр Иванович по ТВ. - Но мы всё равно находились под присмотром. Когда я был совсем маленьким, меня цыгане  пытались украсть. Так соседи подняли такой шум! Цыгане бежали дальше, чем видели».

«Приходили посмотреть, как на психа»

С огромным теплом Иншаков вспоминает, как отец брал его на свои уроки физкультуры: «Я у девчонок в женской школе был в центре внимания. Потом в кинотеатрах фильм «Тарзан» пошел, все мы стали изображать Тарзана: висели на веревках, как только соседи снимали белье. Потом я решил заниматься спортом, но тренер местной секции, когда я в первый раз пришел на тренировку, меня выгнал – нет данных».

Помогли опять же соседи. Сосед по бараку, мастер спорта по гимнастике Леонид Ламсков, сказал: «Ребята, что вы всё бегаете без толку. Приходите,  буду вас тренировать». Через полгода Иншаков выиграл районный чемпионат. «Тогда ко мне подошёл тот тренер, который меня сперва забраковал, а  потом забыл, видимо: «А что же ты к нам не пришел?» - «А вы меня выгнали!» Какое же было наслаждение сказать это, развернуться и уйти. Это была даже не победа над собой, а победа над обстоятельствами».

С годами Иншаков переключился на самбо и борьбу. Для подработки ходил в институт им. Сурикова, позировал начинающим художникам, а вечерами грузили помидоры, огурцы. Понемножку стал приобщаться к кино: «Старшие ребята протоптали дорожку – мы ходили на Мосфильм, когда нужно было в кадре кувыркнуться, спрыгнуть откуда-то».

   
   

Следующим этапом в жизни Иншакова стало карате: «В карате меня привлекла философия. Не ставилась задача кого-то поломать, убить». Спортсмен занимался карате с начала 1970-х. А в 1981 году случилась серьезная травма.

«Ко мне на тренировке подошел товарищ и сзади нанес удар по голове, – вспоминал Александр Иванович. - Зачем? Ну, дурак! У меня через неделю началось странное состояние – гуляю со своим псом и натыкаюсь на веточки, потому что не вижу их. А я, оказывается, уже на один глаз ослеп. Началось отслоение сетчатки. В больнице мне сделали операцию. Месяц нужно было лежать и не двигаться, чтобы сетчатка «легла». Ни в туалет, никуда. Для спортсмена, который на самом пике формы, это пытка. Морально мне было колоссально тяжело. Врач сказал: «Даже если будете видеть, всё равно забудьте про физкультуру и спорт». Я месяц лежал с закрытыми глазами. Но ребята принесли мне резиновые бинты и я их использовал, как эспандер, растягивая в руках. На меня приходила вся больницы посмотреть как на психа. Выписали меня со 2-ой группой инвалидности. Но я на это дело забил и стал потихонечку тренироваться. На одной тренировке на разминке товарищ дал мне локтем аккурат в глаз. Я упал. Открываю глаза – не вижу ничего. Потом подхожу к зеркалу – нет, это просто глаз затек, а зрение осталось».

Когда Иншаков пришел на плановое обследование к лечащему врачу, то сделал сальто, чтобы доказать, что с ним все в порядке и он может тренироваться, несмотря на запреты докторов. Врач убежала и вернулась с 15 коллегами, которые целый день его крутили, изучали. «И старый профессор сказал в итоге: «Саш, хрен его знает, может, так и надо».

«Я ж всё умею!»

«Я не думал, что всерьез займусь в кино, – признавался Иншаков. - На подготовке фильма «Пираты 20 века» меня заметила ассистент режиссера. И уговорила попробоваться в кино. Так я попал в картину 1979 года Туманишвили «Ответный ход». Мне как постановщику трюков пришлось работать и с режиссером, и с актерами. На этой картине я познал интерес общения с артистами. Там снимались Михай Волонтир, Боря Галкин».

Все трюки он выполнял сам, когда снимался в фильмах. Причем сам он считает такое положение вещей неверным: «Изначально работа каскадера – быть вторым на площадке. Актеру нельзя рисковать. Я убедился в этом правиле, когда снимался в главной роли в фильме «Крысиный угол». У меня там каскадное падение в драке с крыши на крышу и на землю. Упали неудачно, разрыв сухожилия. В итоге я, главный герой, всю картину проходил на одной ноге. Но самое трудное в актерской профессии другое: сложнее всего когда ты в центре внимания, и вдруг завтра тебя перестают снимать».

 На вопрос, почему Иншаков сам начал продюсировать ленты, Иншаков отвечает, что жизнь заставила: «Я очень много работал с замечательным режиссером Сергеем Тарасовым. Понимали друг друга без слов. Зачастую я помогал ему расставлять актёров в кадре. И однажды Сергей Сергеевич говорит: «Давай будешь на моей следующей картине сорежиссером. И главная роль твоя. Я легкомысленно согласился - я ж всё умею, думал! Началась работа над фильмом «Граф Роберт Парижский» по мотивам романа Вальтера Скотта. В это время – перестройка, прекратилось финансирование. И я включился по полной программе, через друзей, товарищей нашел средства. Так что волей-неволей стал продюсером. Мы выехали в Стамбул, снимали в Соборе Святой Софии, фантастическая компания у нас была – Любовь Полищук, Василий Лановой, Николай Еременко. На съемках у нас произошел конфликт с Верой Сотниковой, она просто развернулась и ушла со съемочной площадки. Я без шуток говорю: готов был загрызть её. А на следующий день у нас по плану съемки любовной сцены. Вот как играть любовь, когда ты хочешь убить человека на самом деле?! Но в кадре, как ни странно, эта наша сцена сморится вполне даже живо».

Кстати, именно Александр был генеральным продюсером продолжения «Бригады» - сериала «Бригада: Наследник» - фильме Дениса Алексеева, снятого в 2010 году. В центре повествования там оказывается сын Саши Белого. Сергей Безруков, исполнивший главную роль в «Бригаде», отказался участвовать в продолжении сериала. Иншаков пришёл с к актеру с предложением снова сыграть Белого. Гонорар - 1 000 000 долларов. Но Безрукова даже такая сумма не соблазнила. 

Сегодня Иншаков активно занимается не только продюсированием, но и благотворительностью: при государственной поддержке, совместно с Русской православной церковью он помогает детям из многодетных семей с ограниченными физическими возможностями.