Прощай, Джина! Умерла актриса, которую называл звездой даже Юрий Гагарин

Джина Лоллобриджида, 1958 год. © / www.globallookpress.com

На 96-м году жизни скончалась итальянская киноактриса, звезда мирового кино Джина Лоллобриджида. Об этом пишет информационное агентство ANSA. Причины смерти не указаны, но отмечается, что в сентябре 2021-го актриса была выписана из больницы, где лечилась после перелома бедренной кости.

   
   

Дата и место похорон также пока неизвестны.

Луиджина (это имя дали ей родители) Лоллобриджида родилась в городе Субьяко в центральной Италии 4 июля 1927 года. В позднем интервью журналу «Parade» она говорила, что собиралась быть художником или скульптором, училась этим профессиям, а в актрисы попала по ошибке. Она действительно в юности подрабатывала как уличный художник, но при этом посещала театральную студию и балетные классы, была моделью и участвовала в конкурсах красоты. А в кино начинала как все актеры — с небольших ролей в фильмах, которые снимались в послевоенной Италии.

Правда, её карьере мог помешать неосмотрительно подписанный с компанией RKO Pictures семилетний контракт; окончательную договоренность Лолобриджида отвергла, но само намерение — и настойчивость владельца компании, бизнесмена Говарда Хьюза — заблокировали для неё работу в фильмах, которые снимались в Америке.

Но на популярности в Европе это ограничение не сказалось. Первый успех ждал актрису после роли в исторической комедии плаща и шпаги «Фанфан-тюльпан», где её партнером был Жерар Филип. Вместе они и стали настоящими кинозвездами начала пятидесятых. В американских фильмах, она, кстати, всё-таки играла — в тех, которые снимались в европейских странах. Поэтому ей довелось сниматься с Хамфри Богартом, Бертом Ланкастером, Тони Кёртисом и с Фрэнком Синатрой. А в пеплуме 1959 года «Соломон и царица Савская» её партнером был Юл Бриннер.

На пятидесятые приходится и ещё одна знаковая европейская роль Лоллобриджиды — Эсмеральда в «Соборе Парижской Богоматери». Вообще то десятилетие и прошло в основном под знаком этой актрисы, которую поклонники называли исключительно «Самая красивая женщина в мире» — по названию одного из фильмов с её участием.

В СССР летом 1961 года Джина Лоллобриджида приехала в статусе суперзвезды мирового масштаба. Она была одним из почетных гостей гостем Московского кинофестиваля, но именно благодаря ей этот фестиваль остался не только в истории кино, но и в истории светской хроники.

Первый случай с участием Лоллобриджиды был похож на курьез — на прием в Кремле она и ещё одна гостья ММКФ, американская актриса Элизабет Тейлор, пришли в одинаковых платьях. Представители Тейлор тогда заявляли, что именно она заказала этот фасон у модельера Ива Сен-Лорана. Лоллобриджида отмалчивалась, хотя её подозревали в воровстве выкроек. Впрочем, сами актрисы никак не показали, что расстроены — тем более что об этом совпадении писали газеты во всем мире.

   
   
 

Второй случай итальянская актриса организовала сама — с помощью дирекции фестиваля и советского министра культуры Екатерины Фурцевой. Дело в том, что Лоллобриджида попросила устроить ей встречу с Юрием Гагариным — желание вполне понятное для того времени, когда буквально вся планета только и говорила, что о полете человека в космос. Итальянке пошли навстречу; Гагарин и так выступал перед участниками ММКФ, а потом уделил несколько часов и итальянской кинозвезде. С той встречи остались очень яркие фотографии с невинным поцелуем, который Лоллобриджида дарит Гагарину.

 

«В его улыбку и озорной взгляд хоть немножко, но были влюблены тогда все женщины планеты. И я не стала исключением», — вспоминала актриса.

Она также рассказывала, что Гагарин подарил ей собственное фото с автографом: «Я видел много звезд на небе. Но такой, как ты, нет».

Участницы II Московского международного кинофестиваля, итальянские актрисы Джина Лоллобриджида (слева) и Мариза Мерлини (вторая справа) с летчиком-космонавтом СССР Юрием Гагариным и министром культуры СССР Екатериной Фурцевой (справа) во время приема в Министерстве культуры СССР. 1961 г. Фото: РИА Новости

Они больше не встречались, но и эти моменты дали повод западным таблоидам объявить их парой. Никто эту новость не опровергал. Гагарину это было не по статусу, Лоллобриджиде — тоже. Много позже актриса признавалась, что пронесла симпатию к Гагарину через всю жизнь и бережно хранила её, как и ту подаренную фотографию.

Она ещё несколько раз приезжала в Москву на ММКФ, хотя почти отошла от кинематографа в начале 1970-х. Занималась фотографией и скульптурой, сняла документалку о Кубе и Фиделе Кастро, участвовала в политической жизни Италии и Евросоюза — хотя и не так успешно, как в случае с другими своими хобби. И как в случае с кино, разумеется — помимо различных наград и премий, у неё есть именная звезда на Аллее славы в Голливуде и французские Орден искусств и литературы и Орден Почетного легиона.