Вчера в Большом зале московского Зала Зарядье выступил всемирно известный бас, двукратный обладатель «Грэмми» Ильдар Абдразаков.
У любителей классической музыки и раньше было немного возможностей послушать выдающегося оперного певца — Ильдар постоянно гастролирует, участвует в фестивалях, возглавляет Академию музыки Елены Образцовой.
А с назначением две недели назад на должность худрука Севастопольской оперы шансов попасть на его концерт будет еще меньше. Театр оперы и балета в Крыму только строится, проект амбициозный, и внимание ему требуется самое пристальное.
Внезапные аплодисменты
К счастью, участие Абдразакова в Зимнем музыкальном фестивале в Зарядье, который проводится уже в третий раз, было запланировано задолго до приказа о назначении. Большой зал Зарядье был полон. Каждый номер заканчивался аплодисментами. На романсе «Не пой, красавица, при мне» (сл. А. Пушкина) публика не выдержала — начала кричать «Браво!» до окончания. Мягким жестом бас утихомирил слушателей. Допел. И только после этого, раскинув руки, дал понять: вот теперь можно и похлопать.
Концерт в Зарядье был камерным. На сцене — только артист и его аккомпаниатор, пианистка Мзия Бахтуридзе. Их сотрудничество продолжается без малого четверть века. Познакомились в Ла Скала, куда Абдразаков приехал по приглашению Риккардо Мути (до 2005 года — худрук и главный дирижер миланского театра). Певец и пианистка не раз выступали вместе во многих странах мира. И то, что они передают друг другу информацию даже не кивком головы, а полукивком, было заметно.
Программа московского выступления певца была целиком составлена из вокальных произведений великих русских композиторов. В первом отделении звучали Чайковский и Мусоргский, после антракта — Сергей Рахманинов.
«Я прекрасен... Я чистый классик»
Как настоящий артист, несколько номеров Ильдар превратил в мини-спектакли. Таковыми стали, например, светская сказочка на слова Мусоргского «Козёл». Его же музыкальный памфлет «Классик» («Я прекрасен... Я чистый классик), где бас кокетливо поправлял прическу, складывал на груди руки и отставлял в сторону ногу. Романс на слова П. Вяземского «Икалось ли тебе, Наташа», в котором Ильдар не только картинно икал, но и, пошатываясь, изображал пьяненького. И, конечно, «Песня о блохе» (песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха, слова из «Фауста» Гете в переводе Струговщикова). Тут бас не только показывал зрителям, где там эта самая блоха, но в конце исполнения даже эффектно «раздавил» ее ладонями.
Надо ли говорить, что выступление баса зрители воспринимали с воодушевлением. Не жалея рук. Тем более когда звучали любимые многими романсы — «Средь шумного бала» (сл. А. Толстого), «Колыбельная» (сл. А. Майкова), «Христос Воскрес» (сл. Д. Мережковского), «Весенние воды» (сл. Ф. Тютчева).
В духе Шаляпина
Особым номером стало «Письмо К. С. Станиславского от С. Рахманинова», написанное композитором в 1908 году к юбилею Художественного театра.
«Дорогой Константин Сергеевич,
Я поздравляю Вас!
От чистой души, от всего сердца!
За эти десять лет
Вы шли все вперед, вперед и вперед,
И на этом пути Вы нашли “Синюю птицу”!
Она Ваша лучшая победа!
Теперь я очень сожалею,
Что я не в Москве,
Что я не могу, вместе со всеми,
Вас чествовать, Вам хлопать, кричать Вам
На все лады: “Браво, браво, браво!”
И желать Вам многая лета,
Многая лета, многая лета!
Прошу Вас передать всей труппе
Мой привет, мой душевный привет.
Ваш Сергей Рахманинов.
Дрезден. Четырнадцатое октября
Тысяча девятьсот восьмого года.
Post scriptum. Жена моя мне вторит».
Написав письмо, Рахманинов сочинил к нему музыку — получилось камерное вокальное произведение, которое передали в Москву Шаляпину. А тот исполнил его перед Станиславским на праздновании 10-летия Московского Художественного театра.
Пропетое Шаляпиным письмо, написанное вроде вполне обычным слогом, произвело фурор. Федору Ивановичу пришлось бисировать. Впрочем, ему к этому было не привыкать. Как и Ильдару Абдразакову, который на бис исполнил романс Рубинштейна «Клубится волною...». Кстати, тоже из репертуара Шаляпина.