Мультфильм «Трое из Простоквашино» любим несколькими поколениями россиян. Те, кто постарше, легко узнают по голосам артистов, озвучивавших героев.
Чьим голосом говорит Дядя Федор?
Матроскин — Табаков, Шарик — Дуров, Печкин — Новиков, Мама — Талызина… Но вот вопрос о том, кто озвучивал Дядю Федора, ставит в тупик.
А ответ простой: Дядю Федора озвучивал… Ежик в тумане. Выходя на сцену на встречах со зрителями, актриса Мария Виноградова так и говорила: «Здравствуйте, выступает Ежик в тумане».
Виноградова из тех представителей актерского цеха, которых почти никогда не знали по фамилии, но всегда узнавали в лицо.
Список фильмов, в которых она играла, просто потрясающий: «Калина красная» Василия Шукшина, «Восхождение» Ларисы Шепитько, «Служебный роман» и «Гараж» Эльдара Рязанова, «Интердевочка» Петра Тодоровского, «Мастер и Маргарита» Юрия Кары. И практически везде Виноградова исполняла небольшие, но сочные и яркие роли.
Коза и Муха
В детстве будущая актриса носила прозвище Маша-Коза. И вовсе не за прыгучесть и подвижность, а из-за встречи с соседской козой. Как-то девочка решила из любопытства перелезть забор. Уж что именно понадобилось там Маше, неизвестно, но козе это решительно не понравилось. Резкий кивок бодучей головы — и незваная гостья улетела обратно. К счастью, без последствий для себя, но зато с ярким прозвищем.
Выступать Маша начала в детском саду, где читала стихи о Ленине. Затем были школьные кружки, самодеятельность, где Виноградова выделялась низким «мальчишеским» голосом.
В 1939 году, окончив школу, из родного городка в Ивановской области девушка отправилась в Москву поступать во ВГИК.
В день, когда она пришла на конкурс, оставалось всего три места. Все у Маши пошло не по плану, но спасло то, что ей предложили станцевать: с этой задачей Виноградова справилась блестяще.
В вузе у нее появилось новое прозвище: Муха. Так ее называли преподаватели и сокурсники за бешеную энергию и неуемный характер.
«Звездный мальчик»
В 1940 году она снялась в картине «Сибиряки», сыграв ученицу 6 класса. Этой ролью Мария во многом предопределила то, что ее начали рассматривать в амплуа травести.
О том, что Янина Жеймо в 38 лет сыграла Золушку, сегодня знают многие. Но у Виноградовой был не менее значимый актерский подвиг: в 35 лет она сыграла главную роль в картине «Звездный мальчик» по произведениям Оскара Уайльда. Справилась она со своей задачей так же великолепно, как и Жеймо. Понять, что самовлюбленного подростка играет взрослая женщина, трудно.
В 1944 году Мария окончила ВГИК, получив диплом с отличием, и поступила на работу в Театр-студию киноактера.
В 1948 году она сыграла одну из главных ролей в картине «Последний этап», посвященной судьбе женщин-узниц Освенцима. Эта роль была для молодой актрисы тяжелым моральным испытанием, которое она тем не менее выдержала с честью.
Ватрушки, пирожки и любовь
Несколько лет она работала в Театре Западной группы войск в Потсдаме, где у нее завязались отношения с актером Сергеем Головановым. Он был на 13 лет старше ее и сначала обратил внимание на… ватрушки и пирожки с капустой, которые Мария великолепно готовила. А затем вдруг понял, что интерес у него к Маше не только кулинарный.
Виноградова и Голованов несколько лет не оформляли отношения: у обоих за плечами был неудачный опыт, потому и не хотели торопиться.
Поженились в 1957-м, как раз в год выхода «Звездного мальчика», где они сыграли вместе.
Мария мечтала о детях, но время шло, а беременность не наступала. Однажды Виноградовой некая женщина даже заявила, что не судьба ей стать матерью, нужно смириться. Но, когда актрисе было уже за 40, чудо случилось. Ее мучил жуткий токсикоз, 8 месяцев пришлось лежать на сохранении, но все эти страдания были не напрасны: Мария родила дочь, которую назвали Ольгой.
Ольга Голованова в интервью рассказывала, что в детстве страдала из-за возраста родителей, особенно папы. Расшалится девочка на улице, а прохожие делают замечание: «Ай-яй-яй, разве можно огорчать дедушку?!» Оля приходила в отчаяние и обижалась, но со временем привыкла.
Ольга пошла по стопам родителей, стала актрисой, хотя ей, как и маме, гораздо ярче удавалось реализовывать себя в озвучании и дублировании.
Могла сыграть любую роль
Мария Виноградова в дублировании была настоящим виртуозом. Ее голосом в советском прокате говорили Джина Лоллобриджида, Одри Хепберн, Сюзанна Йорк и многие другие иностранные звезды. Да и не только иностранные: Виноградовой приходилось озвучивать роли актрис из Грузии и Средней Азии. А в известном советском детском фильме «Про Витю, Машу и морскую пехоту» ее голосом говорит главный герой, мальчик Витя.
А вот еще интересный случай: в польском фильме «О том, кто украл Луну» Виноградова озвучила роль, которую сыграл Ярослав Качиньский, будущий премьер-министр Польши.
Мультфильмы — отдельная история. Тут и маленькая разбойница из «Снежной королевы», и Витя Перестукин из «Страны невыученных уроков», и Обезьянка из «Крошки-енота». И, конечно, Ежик из «Ежика в тумане». От актрисы требовалось всего несколькими фразами продемонстрировать целую гамму чувств, причем все это должно было никак не напоминать ее прежние работы.
Режиссер Юрий Норштейн, снявший легендарный мультфильм, вспоминал: «Мы с Мусей Виноградовой познакомились на озвучке моего мультфильма „Ежик в тумане“, общались всего три часа. Узнав, что у Ежика очень мало текста, Виноградова огорчилась… Изумительная актриса-эпизодница, а могла бы сыграть большую драматическую роль! Не по своему масштабу она изображала уборщиц, контролерш, бабушек».
К Ежику актриса относилась нежно и на встречах со зрителями охотно переходила на голос своего героя, чем срывала бешеные аплодисменты.
Аннушка разлила масло…
Мария также сумела отметиться и в самом известном советском мультсериале «Ну, погоди!». В олимпийской серии именно она говорит за японского зайца-каратиста: «Заисся, заисся!» А всего же актриса озвучила около 300 мультипликационных лент.
В начале 1990-х проблем с занятостью у актрисы не было: она относилась к тем, кто всегда нужен режиссерам. Даже в 7-й части «Полицейской академии», снятой в Москве, для нее нашелся эпизод. А в «Мастере и Маргарите» Юрий Кара именно ее позвал на роль Аннушки, разлившей масло.
Но к тому времени Мария Сергеевна работала, что называется, по инерции. В 1990 году в возрасте 80 лет умер ее супруг Сергей. Несмотря на то, что их совместная жизнь не всегда складывалась гладко, они очень любили друг друга.
Потерю Виноградова заглушала все новыми и новыми ролями и работой в озвучании, хотя и сама она имела проблемы со здоровьем.
Летом 1995 года у нее случился инсульт. Мария Сергеевна отказалась от госпитализации, несмотря на уговоры близких, и умерла в своей квартире. Похоронили ее на Хованском кладбище рядом с мужем.
Дом, где жила семья Марии Виноградовой, расположенный у метро «Аэропорт», считался актерским: там жило много звезд театра и кино. Соседи именовали Марию Сергеевну «домовым» за то, что она всегда была вовлечена в общие дела, старалась помочь каждому.
Без «домового» осиротел не только дом у метро «Аэропорт», но и весь отечественный кинематограф. Но роли замечательной актрисы, ее Дядя Федор, ее Ежик — всегда с нами.