Пришедшая из советского времени. Закадровая реальность Ирины Розановой

Ирина Розанова. © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

К своему 60-летию, которое Ирина Розанова отмечает 22 июля, актриса подошла во всеоружии. А именно — с набором премьер, где одна роль лучше и ярче другой (во всяком случае, хочется надеяться, что всё будет именно так).

   
   

«К деньгам отношусь легко»

В начале сентября на экраны выйдет «Небесная команда» — лента, рассказывающая об одной из самых пронзительных трагедий в мире нашего спорта: гибели в авиакатастрофе хоккейной команды «Локомотив» из Ярославля. Розанова там играет одну из главных ролей. Полным ходом идут съёмки сериала «Самка богомола», в которой Ирина — не знающая жалости серийная убийца Жанна Дронова. Но убивает она не «из любви к искусству» — её Жанна взяла на себя миссию «чистильщика», который избавляет мир от насильников, педофилов, изменников. Еще одним проектом с ее участием стал комедийный сериал в жанре фэнтези «Предпоследняя инстанция». В нем Розановой досталась роль Валентины, которая ищет деньги на то, чтобы достроить дачу, и попадает к весьма странным работодателям — в загробное Управление по распределению душ, направляющее покойников в ад или в рай в зависимости от количества грехов.

Сама Ирина признавалась в интервью «АиФ», что крутой бизнесменшей она может быть только на экране, а в реальной жизни коммерческой жилки лишена напрочь:  «К деньгам я отношусь легко. К сожалению . Потому что деньги это такая субстанция… Они счёт любят. А я не очень считать их умею. Так я воспитана. Я пришла из того, советского, времени. Хотя я всегда понимала, что деньги важны и когда  ехала поступать в Москву, прекрасно осознавала, что это не моя родная Рязань, это совсем другая жизнь. Но и в семье нашей никогда такого не было: всё, тратить больше ничего не будем, начинаем экономить . В общем, посерьёзнее к деньгам пора относиться. Потому что пенсия… Сосредоточиться надо (смеётся)»

«Я её слепила…»

Но сосредотачиваться Розанова по-прежнему предпочитает не на деньгах, а на своих героинях. «Как образ лепится? — рассказывала она в интервью «АиФ».  — Ну, как это объяснить!  Все зависит от сценария. Когда снимали «Челночниц», где мне досталась хозяйка рынка Зоя Викторовна, мы приехали в Ростов, на реальный рынок. Ни павильонов  не надо было выстраивать, ни декораций, мы будто на машине времени назад в 90-е перенеслись. Вокруг нас торговали реальные люди. В Москве таких мест уже и не осталось. И сама эта атмосфера тут же создала нужное настроение. Но 90-е это ж не так далеко от нас, мы те годы прекрасно помним. А вот когда я играла в фильме Досталя  „Пётр Первый. Завещание“ Екатерину, супругу Петра Первого»? Как я её лепила? Я же никогда не была царицей, я не видела ту эпоху, за 300 лет до тебя.  Как эту кухню рассказать?»

«Пётр Первый. Завещание». Кадр из фильма

Действительно, ну как рассказать эту кухню? Когда сегодня ты певица Лидия Русланова, а завтра — министр культуры Екатерина Фурцева? Фурцева, к слову, для Розановой стала работой знаковой. Она называет её ролью-исповедью. «В моей жизни ведь тоже были и разочарования, и предательства, и потери, только я никогда об этом не говорила публично. Закладывать близких — это, на мой взгляд, непорядочно, неэтично», — признавалась актриса в интервью.

Она и от второстепенных ролей не отказывалась, если понимала, что там есть что сыграть. В «Ворошиловском стрелке» Станислава Говорухина она сыграла маму Кати. Один съемочный день. Несколько страниц текста. Но… «Я не могла отказаться от этого предложения, потому что тут можно буквально за одну секунду рассказать о судьбе маленького человека».

Ирина Розанова в сериале «Челночницы». Фото: Кадр из фильма

Постоянная переменная

Она не только об актерской кухне рассказывать не очень любит — она в свою жизнь вообще предпочитает никого не пускать. И поклонникам приходится довольствоваться теми крохами, что просачиваются в мир светских сплетен. К примеру, почему ей, такой яркой и везучей актрисе, не везёт в любви. И ведь мужчины-то всегда были рядом с ней ей под стать: талантливые, уверенные в себе, неординарные.

   
   

Первый муж — театральный режиссёр Евгений Каменькович, который теперь возглавляет «Мастерскую Петра Фоменко».  Про такие браки принято говорить «ошибка молодости».  Однокурсники по ГИТИСу. Он из Киева, она из Рязани. Оба полны амбициозных планов по покорению мира  (искусств — так точно). У обоих за душой, кроме планов, ни гроша. Комната в общежитии, страстные ночи, а днем — жизнь впроголодь. Тяжело, обидно, улучшений в бытовом плане не предвидится (яркие работы и не менее яркие гонорары придут много позже). А тут еще на горизонте у Каменьковича замаячила новая любовь…  В общем, брак этот продержался пару лет.

Следующим избранником стал оператор Григорий Беленький . Если первый брак был классическим «студенческим», то тут случился не менее классический «служебный роман»: пара познакомилась на съемочной площадке фильма  Аллы Суриковой «Дети понедельника», а предложение руки и сердца Григорий сделал на других съемках — у Эльдара Рязанова на «Старых  клячах». В ЗАГС отправились вскоре после знакомства. И также быстро расстались. Как признавался позже Григорий Беленький, «творческим людям быть вместе противопоказано. Вот мы и разбежались».

Третья попытка сколотить крепкую «ячейку общества» была предпринята с продюсером Тимуром Вайнштейном. Но тут уже причиной расставания стала настоящая трагедия: актриса не смогла доносить ребёнка. Ударило это больно по обоим, и из кризиса этого каждый выходил сам. И вышли в разные стороны.

У Розановой было достаточно поклонников, и реальных, и приписываемых молвой. Из таких, сочиненных, — про нежные отношения к ней Петра Тодоровского. К нему Розанова пришла проситься на главную роль в «Интердевочку». Ирина тогда была кровь с молоком. А формы, рост… Поэтому вместо Тани Зайцевой Тодоровский предложил Ирине Симу-Гулливер, объяснив это так: «Мне не простят , если таких женщин будут увозить из России!». Но в течение всех съемок режиссёр ТАК смотрел на неё…

Сегодня Ирина  как женщина совершенно свободна, а как актриса ну очень занята. И неизвестно, предпочла бы она вариант, в котором Жизнь устроила бы всё наоборот .