Народный артист РФ, президент Театра сатиры Александр Ширвиндт скончался в больнице на 90-м году жизни. Об этом ТАСС сообщил художественный руководитель Театра сатиры Сергей Газаров.
Московский Театр Сатиры не слишком склонен к смене парадигмы развития. С середины 1950-х долгие годы — почти что вечность — художественным руководителем театра был легендарный режиссер Валентин Плучек, собравший в «Сатире» целый ансамбль замечательных актеров. Один из них и сменил учителя и мастера на его посту после смерти — Александр Ширвиндт.
К Плучеку Ширвиндт пришел, правда, уже сложившимся актером. Он родился в Москве в 1934 году в артистической семье — его отец был скрипачом, мать работала в филармонии, и родители мечтали, чтобы сын тоже пошел по музыкальному пути. Но не сложилось — музыкой Ширвиндт заниматься не стал, а поступил в Театральное училище имени Щукина, на актерский курс Веры Львовой. После окончания пытался найти свой театр — служил в Театре-студии киноактера, потом перешел в театр имени Ленинского комсомола. В Ленкоме Ширвиндт задержался надолго — застал и времена безвременья, поработал с не менее легендарным Анатолием Эфросом, играл в большинстве главных спектаклей театра — «Чайка», «Мольер», «104 страницы про любовь». Но когда Эфроса «попросили» на выход, Ширвиндт ушел — сначала в театр на Малой Бронной и лишь затем в труппу Театра сатиры.
Александр Ширвиндт был популярен среди театралов и во время работы в Ленкоме. Но в новый театр он попал не в лучшие времена — ушел Валентин Гафт, под угрозой оказался амбициозный спектакль Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро», в котором тот играл графа Альмавиву, и Ширвиндта позвали спасать положение по протекции его друга Андрея Миронова. Звездой постановки был, разумеется, Миронов, хотя критики отмечали, что Гафт ни в чем не уступает; Ширвиндт, введенный в спектакль после трех репетиций, выглядел на сцене неорганично. «Всегда страшно влезать с нуля в уже готовый продукт, — рассказывал он. — Первый спектакль, помню, был ужасным, я ничего не соображал. Но потом выгрался».
«Выгрался» Ширвиндт настолько, что актриса Вера Васильева (она в этом спектакле была графиней) назвала его «природным графом». Новый Альмавива понравился и критикам, ну а когда по Центральному телевидению показали телеспектакль по этой постановке, популярность Ширвиндта взлетела до небес.
Вообще известность Ширвиндта, как и в случае многих его коллег, — это заслуга телевидения и кино. На ТВ он был известен как исполнитель юмористических миниатюр, причем в дуэте с Михаилом Державиным — ещё одним своим другом. В кино же Ширвиндт начал сниматься ещё в 50-е — его дебютом стал небольшой эпизод в романтической комедии 1956 года «Она вас любит!». Правда, больших ролей ему долго не доставалось — он играл, например, в лентах «Майор Вихрь», «Шестое июля», «Старики-разбойники» Эльдара Рязанова, «Ты и я» Ларисы Шепитько.
Прорыв случился в 1975-м, когда Александр Ширвиндт сыграл Павлика в трагикомедии Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Потом были — тоже небольшие, но заметные — роли в «Двенадцати стульях» Марка Захарова, «Небесных ласточках», а также фактический бенефис Миронова, Ширвиндта и Державина — экранизация книги Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки».
В принципе, 70-е и 80-е были, можно сказать, золотым временем в кинокарьере Ширвиндта — он сыграл во множестве популярных фильмов, которые сделали его узнаваемым и любимым зрителями.
«Карьера — это мера тщеславия, а у меня тщеславие дозировано необходимостью не выпасть из обоймы достойных людей», — описывал он своё отношение к «звездности» в книге «Проходные дворы биографии».
Главные усилия он всё же направлял на театр. Играл во многих постановках театра Сатиры, воплощая на сцене высоких и статных — Ширвиндт был высоким — красавцев с непреходящим чувством собственного достоинства. Уже с начала 70-х ставил и сам в качестве режиссера — причем на первой постановке его сорежиссером был Марк Захаров, который тогда ещё не перешел в Ленком, а работал в Театре Сатиры. Именно за заслуги «в области советского театрального искусства»
Весь накопленный за эти годы опыт позволил ему подхватить осиротевший после смерти Плучека театр и достойно возглавлять его на протяжении двадцати лет. Коллизии, разумеется, случались, но больше всего Ширвиндт жаловался на отсутствие новых сатирических пьес, а не на отсутствие финансирования.
«Уже больше сорока лет я в Театре Сатиры. „Я усталый старый клоун, я машу мечом картонным...“ Сатира — это уже не мое, она подразумевает злость. Мне ближе самоирония — это спасение от всего, что вокруг. Эрдман, Шварц — вот близкие мне авторы. У них нет злости, есть грусть и ирония. Волшебник из „Обыкновенного чуда“ говорит замечательные слова: „Все будет хорошо, все кончится печально“. Так вот, когда знаешь, что все будет хорошо и кончится печально, — какая уж тут сатира...» — писал он в автобиографии.
Книги воспоминаний Ширвиндта — это как раз сборники, которые показывают его иронию по отношению и к тому, что происходило, и к тому, что происходит сейчас. Он нечасто позволял себе говорить резко, но иногда его маска спокойствия давала трещину.
«Есть глупость, скупость и злость — три параметра, которые не должны существовать на этой выдохшейся планетке. Но они цветут со страшной силой», — сказал он в интервью АиФ.
Свою последнюю книгу, которая была приурочена к 85-летию, Александр Ширвиндт озаглавил «Опережая некролог» — видимо, в надежде, что читатели прочтут заложенную в этом названии иронию. Иронию по отношению к смерти, к самому себе и ко всем поклонникам своего таланта.