У детей-актеров судьба складывается по-разному — есть примеры удачного перехода во «взрослое» кино, есть примеры не слишком вдохновляющие, а есть и такие, что заставляют родителей не пускать своего ребенка на любые кинопробы. У Анны Каменковой актерская карьера тоже началась рано, но родители вовремя её остановили — и она стала настоящей актрисой, лишь окончив профильный вуз.
«У моих родителей были сложные отношения»
Много позже в одном из интервью Каменкова вспоминала, что у её родителей были очень сложные отношения. Два педагога, учитель и ученица с заметной разницей в возрасте, оказались вместе по воле случая — в конце 1944 года забеременевшая девушка бросила институт и уехала в Алушту, чтобы не ставить своего преподавателя в неловкое положение. Но они снова встретились — и стали жить вместе. Тогда у них родилась старшая дочь Ольга; спустя 8 лет, 27 апреля 1953 года — младшая, которую назвали Анной. Но совместной жизни им было отпущено — до 1959-го, когда скончалась мать девочек.
Каменкова рассказывала, что родители так и не расписались; она не знала настоящую причину этого, но предполагала, что виной были либо отцовский эгоизм, либо национальность Семёна Абрамовича Гуревича. Второе, пожалуй, вероятнее — по словам актрисы, он даже не дал ей свою фамилию, заявив: «Тебе это совершенно не нужно». Впрочем, девочек он после смерти жены официально удочерил.
Ещё при жизни матери пятилетняя Аня снялась в военной драме «Девочка ищет отца». На кастинг она попала случайно — гуляла там, где шёл отбор девочек на главную роль, и ей повезло. Сама атмосфера съемок и целый год в белорусских лесах ей понравились, но сниматься в детстве ей довелось лишь однажды — в небольшой роли и без упоминания в титрах.
«В своей семейной жизни я абсолютно повторила мамину историю»
В кино маленькую Анну звали, но после внезапной смерти матери стало не до актерства. Да и некоторая отстраненность со стороны отца была — некому было водить её на прослушивания. Но она посещала театральную студию в московском Дворце пионеров, как-то даже сыграла русалочку в спектакле Большого театра. И нет ничего удивительного, что после школы Каменкова подала документы в Высшее театральное училище имени Щепкина, успешно сдала экзамены и окончила актерский курс Михаила Царёва. Ну а потом была принята в труппу Театра на Малой Бронной, где также работал актер Анатолий Спивак.
Он был старше Каменковой на 15 лет, и это была не любовь с первого взгляда, а что-то другое. «Я из-за кулис смотрела, как он играет "Золотую карету" — красивый, талантливый, какой-то особенный. Безумно мне понравился. В нем была такая мощная харизма — он просто притягивал женщин. И я не стала исключением», – вспоминала она.
Отношения между коллегами возникли быстро — по устоявшейся версии, из-за сломанного каблука, который стал настоящей проблемой и с которым более опытный Спивак помог справиться недавней студентке. Впрочем, отличия от истории её родителей были — Каменкова и Спивак все же поженились, в 1980-м, а их сын получил фамилию отца.
«Сын нам достался нелегко»
Именно так Каменкова описывала появление на свет сына Сергея в 1987 году. К тому времени она была уже известной актрисой — активно работала в театре, не менее активно снималась в кино, где повторно дебютировала в 1974-м с ролью Агриппины в эпопее «Хождение по мукам». Потом у неё были фильмы «Такая короткая долгая жизнь», «Весенний призыв», «Молодая жена», одна из серий «Следствие ведут Знатоки», «Государственная граница»... В 1986-м она получила роль в многосерийном фильме «Визит к Минотавру» — и одновременно узнала, что снова ждет ребенка. До этого у неё случилось несколько выкидышей, ей даже обещали, что больше детей у неё не будет; и в этот раз тоже хотели сразу провести операцию. Но тут вмешался Спивак — нашел хорошего врача, убедил жену лечь в больницу. Затем были прерванные на это время съемки в «Визите...» — и рождение долгожданного ребенка. Почти одновременно с премьерой фильма, который стал для Каменковой одной из лучших работ в кино в советский период.
С фамилией сына получилось тоже почти как у её родителей. Дело в том, что Спивак за пределами театра почти неизвестен — он много работал актером, потом стал сам ставить в качестве режиссера; в кино почти не снимался — у него было три роли в шестидесятые и несколько фильмов-спектаклей в 70-80-х. А вот Каменкову узнавали — что её сыну, который окончил юридический факультет, наверное, было ни к чему.
Каменкова, кстати, известна не только по своим ролям. Она ещё в 70-е озвучивала мультфильмы, потом её голосом говорили персонажи, сыгранные другими актрисами, — например, Ларисой Гузеевой в «Жестоком романсе» или Татьяной Лютаевой в фильмах о гардемаринах. В российском кино Каменкова прославилась ещё и как мастер дубляжа — она дублировала Мерил Стрип и Джуди Денч, Катрин Денёв и Мег Райан, Лив Тайлер и Сальму Хайек.
Когда-то Анна Каменкова жаловалась, что ролей предлагают всё меньше и меньше; сейчас ситуация, кажется, изменилась — за последние пару лет она появилась в сериалах «Медиатор», «Оффлайн» и ещё одном сезоне «Теста на беременность», а также планирует сниматься и дальше. Предложения есть.