Повелитель «Кошек». Как Эндрю Ллойд Уэббер скрестил Библию и рок

Уэббер — один их немногих композиторов, кто вошел в историю музыки (а точнее — в историю музыкального театра) еще при жизни. Такие его мюзиклы, как «Иисус Христос — суперзвезда», «Кошки», «Призрак оперы«, «Эвита», давно стали классикой.

   
   

Между музыкой и архитектурой

Жизненный путь Уэббера во многом был предопределен. Он родился в семье профессиональных музыкантов. Отец — профессор теории музыки и композиции в престижнейшем музыкальном колледже. Мать — педагог по классу скрипки и фортепиано. В доме Уэбберов музыка звучала постоянно. Причем не только классическая, но и популярная. С ранних лет Эндрю одинаково любил как Шостаковича и Прокофьева, так и Элвиса Пресли и Литл Ричарда.

Уэббер начал играть на скрипке, когда ему было всего три года. В силу возраста ему было трудно держать инструмент, но он справлялся. Когда мальчику исполнилось шесть, он освоил фортепиано и валторну. В этом же возрасте он начал пытаться сочинять собственные музыкальные композиции. После трех лет опытов Эндрю выдал свое первое полноценное музыкальное сочинение. Это была «Сюита для игрушечного театра», которую опубликовали во вполне себе серьезном журнале «Учитель музыки». Мальчику на тот момент было всего девять лет. Окружающие не сомневались, что мальчик станет музыкантом или композитором. Однако сам Эндрю так не считал.

После школы он поступил в Оксфорд на историческое отделение. Эндрю собирался стать специалистом по древней архитектуре, а увлечение музыкой сделать просто своим хобби. Но тут вмешался случай. Однажды Уэббер получил письмо от молодого юриста, который страстно мечтал стать мировой рок-звездой. Юриста звали Тим Райс. Тим прослышал про таланты Уэббера и решил попытать счастья. Во время встречи выяснилось, что Райс не только разбирается в законах, но еще и пишет на досуге стихи. Эндрю это почему-то очень заинтересовало, и они решили общими усилиями попробовать сочинить мюзикл. Их первое произведение в этом жанре называлось «Такие, как мы». И, хотя этот мюзикл не был поставлен и особо кем-то замечен, Тима и Эндю настолько увлек сам процесс, что они решили продолжить сотрудничать. Более того, Уэббер решил бросить Оксфорд и прослушать курсы оркестровки и дирижирования в колледже, где работал его отец.

Фото: www.globallookpress.com

Театральные аттракционы

Второй мюзикл Уэббера и Райса назывался «Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов»: он был написан для детского хора и оказался куда более успешным, чем первый. Работу не только поставили на сцене, но и выпустили отдельной пластинкой, благодаря чему молодых авторов заметили именитые продюсеры. Мэтры шоу-бизнеса не ошиблись. В 1970 году Уэббер и Райс продолжили «перерабатывать» библейскую тематику и представили мюзикл, который перевернул весь театральный мир. Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» стала абсолютно революционной в своем жанре. Соединение рока, поп-музыки и классических мотивов, равно как и использование несочетаемых вещей в текстах, сделали это произведение мировым суперхитом. Спустя шесть лет после этого оглушительного успеха Уэббер и Райс практически повторили триумф. Рок-опера «Эвита» также стала большим событием в музыкальном мире. К сожалению, «Эвита» оказалась «лебединой песней»: это была их последняя совместная работа. Эндрю и Тим решили, что каждому пора идти своей дорогой. В музыкальных кругах говорили, что причина, по которой распался этот столь успешный творческий дуэт, кроется в деньгах. Уэббер и Райс такие слухи все эти годы не комментируют.

К концу семидесятых годов Уэббер уже был одним из самых успешных и богатых композиторов. Он мог безбедно существовать, получая авторские отчисления за свои произведения. Однако главный успех ждал композитора впереди. В 1980 году Уэббер познакомился с продюсером Камероном Макинтошем и они задумали произвести очередную революцию в мире мюзиклов. Эндрю и Камерон сделали ставку на масштабные, высокотехнологичные постановки, больше похожие на театральные аттракционы. Ставка оказалась верной. В 1981 году состоялась премьера мюзикла «Кошки». Эта постановка не просто сделала композитора богатым, она выписала ему пропуск в клуб миллиардеров. «Кошки» по сей день остаются самым долгоиграющим мюзиклом в истории.

Сегодня Уэббер вместе с третьей женой живет в своем поместье в Англии. Он продолжает сочинять музыку, устраивает фестивали, пишет колонки в гастрономические журналы и придумывает детские настольные игры. А еще он, как и многие миллиардеры, коллекционирует картины и очень ценит хорошее вино. Говорит, что оно его вдохновляет. Кстати, кошек Уэббер дома не держит. Ему всегда больше нравились лошади.

   
   
Фото: www.globallookpress.com