Потомственная трагедия Максаковых. Тяжелая судьба знаменитой семьи

Мария Максакова-старшая, Людмила Максакова, Мария Максакова. © / Коллаж АиФ

Бывшего депутата Госдумы Марию Максакову теперь знают в лицо даже те, кто не интересуется ни оперой, ни политикой.

   
   

Молодая симпатичная женщина, мать троих детей, отмечающая сегодня 40-летие, популярна на просторах Сети так, как не была популярна в годы своей певческо-театральной карьеры и в период «отбывания срока» в здании на Охотном ряду. Виной тому — ее бегство на Украину с мужем Денисом Вороненковым, затем его скорое убийство посреди бела дня в Киеве. И как следствие всего этого — настоящий трагифарс. Буквально — пляски на костях. 

Маша меняет прическу. Поет. Садится на шпагат. Надевает летом меха. Фотографируется с Саакашвили. Теперь любой шаг Максаковой, запечатленный папарацци, обсуждается как величайшее событие века. Добавило шуму неожиданное «воскрешение» покойного мужа, которого якобы «видели живым и здоровым в Израиле».

Да, теперь Марии Петровне-младшей надо как-то выживать на чужбине. Приходится изощряться. Тут ведь даже мама не поможет — отношений с дочерью у примы театра Вахтангова Людмилы Максаковой, похоже, уже нет никаких.

Удивительно, что женские судьбы всех трех Максаковых непростые. При внешнем благополучии, даже богатстве, семейное счастье не давалось им легко. Они страдали, метались. Выходили «не за тех» мужчин. Делали глупости. Ни одной не удалось с первого раза свить уютное гнездышко. Чтоб — вот раз и навсегда. Но, что еще более любопытно, — в судьбе каждой дамы присутствовали мужья-иностранцы (и связанные с этим проблемы) и второе гражданство. Не обходилось без политики и обвинений в предательстве родины, что еще больше осложняло им жизнь... 

«А где моя Кармен?»

Мария Петровна-старшая. Трижды лауреат Сталинской премии, прима Большого театра, исполнительница русских романсов.

Кажется, ее жизнь должна была быть полной чашей. А судьба начала испытывать будущую звезду еще в детстве.

   
   

Девочка родилась в благополучной семье. Но отец — служащий волжского пароходства Петр Сидоров — рано умер, и в восемь лет старшая Маруся должна была идти зарабатывать деньги. За пение в церковном хоре ей платили рубль в месяц. В 17 лет Мария уже была зачислена в труппу астраханского театра оперы.

А летом 1919 года в город на гастроли приехал уроженец Австрии — знаменитый баритон и оперный антрепренер Максимилиан Максаков. Он стал новым управляющим труппой и сразу поручил Маше Сидоровой несколько интересных партий. При этом отмечал, что, обладая талантом и голосом, петь девушка совершенно не умеет. Она попросила Максимилиана Карловича позаниматься с ней — ему было не до нее. Мария отправилась в Петроградскую консерваторию. Однако, узнав от профессора Глазунова, что обладает лирическим сопрано, поспешила вернуться в Астрахань.

Мария Максакова-старшая в опере «Лоэнгрин». Фото: РИА Новости/ Дмитрий Коробейников

Сама Мария Петровна потом вспоминала, что возвратившись на родину, очень скоро стала не только ученицей Максакова, но и его женой. Однако раннее замужество Маруси Сидоровой породило немало легенд, которые потом будут сопровождать ее всю дальнейшую жизнь. Говорили даже, что Максимилиан связал свою жизнь с простой бедной девочкой по просьбе умирающей жены. Кто знает? Марии было в ту пору 18 лет, ему — 50.

Внучка Максаковой, ее полная тезка, позже скажет: бабушка так хотела стать певицей, что помочь ей мог только Максимилиан. Он увезет ее в Москву, они проживут 16 лет. И до конца дней Мария Петровна будет называть его лучшим мужем и человеком.

Почти 30 лет отдаст она Большому театру, станет голосом этой сцены. И при этом долгие годы будет жить в страхе, не спать ночами. Вздрагивать от каждого шороха за окном. Ждать, что и за ней рано или поздно приедет «черный воронок». 

Максимилиан Максаков в роли Яго. Фото: Public Domain

Дочь певицы Людмила Максакова вспоминала: Мария Петровна и Максимилиан Карлович строили кооператив в Брюсовом переулке, и однажды певице понадобился паспорт мужа. Впервые открыв его документ, она едва не упала в обморок: оказывается, ее любимый — подданный Австрии, и фамилия его вовсе не Максаков (это был всего лишь псевдоним), а Шварц. 1930-е годы. Кругом враги народа и шпионы. Аресты, доносы. Она тут же задернула шторы и сожгла паспорт на сковородке. С тех пор в сердце ее поселился страх. А в 1936 году мужа не стало.

Выдержав год траура, Мария Максакова решилась на новые отношения. На гастролях в Варшаве она познакомилась с послом СССР в Польше и основателем внешней разведки Яковом Давтяном. Но этим отношениям не суждено было стать ни долгими, ни счастливыми. Они прожили всего полгода. Давтяна расстреляли, а ее, как жену врага народа, ждала высылка. Если бы не Сталин. Известно, что он был большим любителем театра, часто бывал в опере, знал Максакову. «А где моя Кармен?», — неожиданно поинтересовался вождь. И певицу тут же доставили в Кремль.

Стоит ли удивляться, что когда в 1940 году 38-летняя Мария Максакова родила долгожданную дочь, по Москве моментально распространились слухи о том, что папой девочки является «отец всех времен и народов». Как было на самом деле, не знал никто. Потом уже Людмила Васильевна расскажет, что мама родила от солиста Большого театра Александра Волкова. Но тот не захотел признать дочь и во время Второй мировой сбежал в США, автоматически став врагом народа.

Так что, если бы Мария Петровна не вычеркнула Волкова из жизни, Людмилу ждала бы судьба дочери предателя родины. Этого Максакова-старшая допустить не могла. И записала дочь «Людмилой Васильевной». Отчество будущая прима Вахтанговского театра получила от друга семьи Василия Новикова — сотрудника органов ГБ. Говорят, именно он помог во время войны эвакуироваться Марии Петровне и маленькой Люсе в Астрахань.

Дальше певице нужно было работать, растить ребенка. Просто спокойно жить. Большого личного счастья, правда, уже не было. И три Сталинские премии первой степени вряд ли могли помочь в его обладании. А в 1953 году ее настиг страшный удар и в карьере. Моложавую, еще в хорошей форме певицу Большой театр неожиданно отправил на пенсию.

Максаковой был 51 год. Но даже в этом неюном возрасте она смогла начать новую жизнь. Чего ей это стоило — отдельная тема. Она пришла в народный оркестр им. Осипова, стала исполнять русские песни и романсы. И ей снова рукоплескала страна. Но чтобы прокормить себя и дочь, Мария Петровна вынуждена была подрабатывать занятиями со студентками. Дочь ее почти не видела. Мать держала Люсю в ежовых рукавицах, никогда не разговаривала с ней по душам. Но главный урок, который получила Людмила Васильевна от Марии Петровны: надо трудиться. И старалась ему следовать.

«Сбил человека и удрал?»

Людмила Васильевна Максакова, дочь Марии Петровны. Прима Вахтанговского театра.

Строгость в воспитании, ограничения в развлечениях привели к обратному результату в жизни молодой Людмилы Максаковой. Поступив в театральное училище вопреки совету мамы стать переводчицей и окончить ин.яз, начинающая актриса начала эксперименты над внешностью. Она перекрашивала волосы, увлекалась ярким макияжем. Вкус свободы оказался сладок. Людмиле была малоинтересна учеба. Гораздо больше привлекали студенческие вечеринки. Немудрено, что довольно быстро красавица выскочила замуж. Ради нее художник Збарский даже бросил жену-манекенщицу.

Лев и Людмила были молоды, любили друг друга и своих друзей. В доме всегда были гости. Актриса ходила за продуктами, готовила, мыла посуду. При этом художник требовал, чтобы она следила за собой, а сам был ревнив и нередко закатывал скандалы. Официально регистрироваться никто из них не хотел.

Как рассказывала позже Людмила Васильевна, у талантливого художника никогда не находилось 15 рублей на штамп в паспорте. А у нее всегда было много работы.

Людмила Максакова, 1966 г. Фото: РИА Новости/ Виталий Арманд

В 29 лет Людмила забеременела. Вынашивала Максима тяжело. А когда он родился, Льву пришлось его усыновить. Он дал мальчику свое отчество, фамилию. Однако отношения с Людмилой очень скоро сошли на нет. Она вернулась к маме, Лев решил эмигрировать в Америку.

Ошибки матери ничему не научили. Судьбе было угодно, чтобы Людмила училась на собственном опыте. А жизнь сына эмигранта в Советском Союзе вряд ли была бы счастливой. Скорее всего, его не приняли бы в приличный институт, не взяли бы на хорошую работу. Заграница уж точно была бы для него закрыта. Так рассуждала Людмила Максакова перед тем, как пойти в загс и... подать документы на разусыновление Максима Збарского. Она переписала сына на свою фамилию. Лев благополучно уехал и не должен был перед отъездом выплачивать алименты на 15 лет вперед, как того требовал советский закон. Таких денег у него просто не было. Своему сыну Лев Збарский ни разу даже не позвонил. Не так давно художника не стало.

С маленьким ребенком на руках Людмила продолжила поиски личного счастья. Но и второй яркий роман был омрачен трагедией.

С Микаэлом Таривердиевым Людмила Максакова познакомилась в санатории «Актер». Красивый, импозантный, одетый с иголочки, обладатель водных лыж и «Волги» с оленем на капоте, композитор сразу произвел впечатление на актрису. Оба были свободны и готовы к новым романтическим отношениям. Они продлились всего три года. Красивая сказка закончилась автомобильной аварией, в которой пострадал посторонний молодой человек. Юноша перебегал Ленинградский проспект у гостиницы «Советская» — на другой стороне его ждала девушка — и оказался под колесами автомобиля Таривердиева.

История, произошедшая с композитором и актрисой, стала основой сценария фильма Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих». В те годы о ней много говорили. Но как было на самом деле, Людмила Максакова и вдова Микаэла Таривердиева рассказывают по-разному.

Вдова говорит, что за рулем была Людмила, и Микаэл, как порядочный благородный мужчина, взял вину на себя. Актриса же уверяет, что было очень много свидетелей — вел машину сам Таривердиев. Как рассказывала Людмила Васильевна, самое ужасное той ночью было то, что Микаэл не остановился, а даже прибавил скорость. Видимо, случился шок. И только когда какой-то военный догнал их и крикнул: «Ты что, сволочь, сбил человека и удрал?!», Таривердиев развернулся и поехал на место преступления. У композитора был известный адвокат, срок дали условный. Однако жизнь Таривердиеву та история испортила. Перенеся несколько инфарктов, он довольно рано ушел из жизни.

Гражданин Германии, латыш Петер Пауль Андреас Игенбергс, чьи предки когда-то покинули царскую Россию, стал первым и единственным законным мужем Людмилы Максаковой. Физик и бизнесмен, Петер работал в Москве. По одной версии, они познакомились случайно, в подъезде. И там же мужчина сделал актрисе предложение. По другой версии, они все-таки увиделись в квартире — на вечеринке по случаю присвоения Максаковой звания «заслуженной». Впрочем, это как раз не имеет никакого значения.

Людмила Максакова. Фото: РИА Новости/ Владимир Вяткин

Полтора года Петер и Людмила присматривались друг к другу. Хотя, может, она и присматривалась. А он был так настойчив с самого начала, что готов был чуть ли не на следующий день бежать в ЗАГС. В результате «взял измором». А когда они подали заявление в Грибоедовский, то им начали трепать нервы, требовать самые невероятные справки о родственниках до седьмого колена.

Наконец, Петер и Людмила расписались. Хотя в 1974 году брак с иностранцем считался чуть ли не предательством родины. Да и коллеги по-разному отнеслись к ее замужеству. Лишь некоторые нашли в себе силы искренне порадоваться. В основном же, завидовали. А многие просто прекратили с ней общаться. На ближайшие гастроли в Грецию ее фамилии в списке не оказалось. Она стала невыездной. Ее перестали приглашать на съемки и фотопробы. Возникали проблемы с въездом и выездом у мужа. Однажды, когда Мария Петровна Максакова была при смерти, его не хотели впускать в Союз, и Людмила Васильевна позвонила помощнику Громыко. Если мужу не дадут визу, я выброшусь из окна, — кричала она в телефонную трубку. И Петер успел попрощаться с тещей.

Только в этом браке, признается потом Людмила Максакова, она почувствовала себя по-настоящему счастливой. Только с Петером поняла, что значит быть «как за каменной стеной». Он вырастил Максима как собственного сына, хотя «добрые люди», конечно, рассказали правду. А 24 июля 1977 года в Мюнхене у супругов родилась дочь, которую назвали в честь Марии Петровны.

Людмила Максакова в роли Иокасты в спектакле «Царь Эдип». Фото: РИА Новости/ Владимир Федоренко

«Днем люблю единороссов, ночью — коммуниста!»

Мария Петровна Максакова-Игенбергс. Дочь Людмилы Васильевны. Внучка Марии Петровны.

Как и Людмила Васильевна когда-то, подростком Мария тоже начала безумно краситься, бунтовала, обижалась на мать. Однажды даже пыталась вскрыть себе вены. Об этом Людмила Максакова сама рассказывала в откровенном интервью. Но как бы «оправдывалась»: скорее всего, это было желание лишь доказать свою правоту, напугать мать.

«Мой муж Владимир Анатольевич, — солидный коммерсант с опытом семейной жизни, старше меня на 19 лет», — рассказывала в интервью глянцевому журналу ставшая, как и бабушка, оперной певицей, Мария Максакова.

Людмила Максакова с дочерью Марией (справа) и внуком Петей, 1995 г. Фото: РИА Новости/ Владимир Вяткин

Увидев ее по телевизору, Тюрин влюбился сразу, стал поджидать Марию в саду «Эрмитаж». И был, наверное, таким же напористым, как когда-то будущий отец Марии — по отношению к ее матери. 

К сожалению, других сходств нет. «Его жизнь была готова к моему появлению в ней: готовая оправа ждала свой драгоценный камень, — витиевато выражалась Мария Максакова в том же интервью. — Он предложил мне сразу буквально все: свои чувства, свой дом, родить детей... Очень скоро я тоже в него влюбилась...».

Видимо, он предложил все, кроме правды. В Сети можно найти информацию о Владимире Анатольевиче Тюрине 1958 года рождения. Окончил музыкальное училище имени Гнесиных... Имеет несколько судимостей и кличку «Тюрик».

ГУБОП МВД несколько лет назад давала оперативную сводку: «Тюрин является вором в законе и лидером „Братской“ ОПГ».

Еще несколько лет назад в некоторых СМИ Тюрин упоминался как гражданский муж Марии Максаковой. Писали, что именно он — отец двоих детей певицы: Ильи и Людмилы. Но в 2011 году Мария стала депутатом Госдумы от «Единой России», и на сайте партии появилось опровержение, что она «никогда не была замужем и не является замужней сейчас». Даром что уже в 2012 году Мария признавалась, что состоит в отношениях с сыном бакинского музыканта — ювелиром Джамилем Алиевым. Можно предположить, что и тот, и другой союзы не были зарегистрированы официально. Однако впоследствии Мария решила вообще откреститься от знакомства с Владимиром Тюриным, оставив поклонников в неведении, кто же на самом деле является отцом ее детей.

26 марта 2015 года депутат ГД от «Единой России» Мария Максакова и парламентарий от КПРФ Денис Вороненков официально зарегистрировали свои отношения.

Свадьба Марии Максаковой и Дениса Вороненкова. Фото: РИА Новости/ Екатерина Чеснокова

Певица признавалась, что дожив до 37 лет, уже и не надеялась когда-нибудь встретить мужчину, с которым ей хотелось бы провести всю жизнь. Наверное, он лучшее, что случилось со мной, говорила Максакова. «Я впервые чувствую себя хрупкой женщиной, я счастлива».

Они покупали продукты в одних и тех же магазинах, останавливались в одних и тех же отелях. И даже рыбу брали у одного торговца на Дорогомиловском рынке. Но судьбе было угодно бросить их в политику. И свести там, в большом здании на Охотном ряду. Чтобы очень скоро они так трагично расстались.

Испытания начались еще до свадьбы. В декабре 2014 года Московское управление СК РФ направило в ГД материалы о лишении Вороненкова депутатской неприкосновенности. В отношении него было возбуждено уголовное дело о рейдерском захвате здания в центре Москвы. В апреле 2015 года, через месяц после свадьбы, у Марии на нервной почве произошел выкидыш — она потеряла двойню. Но уже через год у пары родился сын Иван.

В тот день в Госдуме появилось объявление: по случаю рождения первого межфракционного ребенка буфет работает бесплатно. Кто сочинил частушку, осталось тайной:

Губы цвета абрикоса, и пою я чисто.
Днем люблю единороссов, ночью коммуниста!

Припоминали ее Марии Максаковой еще долго. Тогда влюбленным казалось, что все будет хорошо. Он называл ее «моя звезда», она его — «Денечка». Они верили в себя. И в Господа. Даже обвенчались в Иерусалиме вноябре 2016 года. Но и это их не спасло.

Марию Максакову и Дениса Вороненкова лишили депутатских мандатов. Они сбежали на Украину. Он получил гражданство этой страны (потом Мария скажет, что муж — «наполовину украинец»). А 23 марта 2017 года, меньше чем через два года после свадьбы, опальный депутат был застрелен в центре Киева.

Политика, эмиграция и «неблагонадежный» муж сыграли злую шутку и с третьей представительницей семьи Максаковых. За всплывшее двойное гражданство (Германии и России) Марию исключили из партии. Гнесинка и Мариинка поспешили ее уволить.

«Ну, и слава тебе, Господи!», — сказала журналистам о смерти зятя Людмила Максакова.

Эмоциональный выплеск, конечно. Но ведь ей сейчас не позавидуешь. Какой бы ни была Мария, что бы ни совершила, она — ее дочь.

«Пусть она публично отказывается от своих слов, если хочет, чтобы я с ней разговаривала», — отвечала Мария. А потом заявила, что журналисты рассорили ее с матерью.

«В Библии есть такое место: и живые позавидуют мертвым...», — плакала она в интервью и уверяла, что осталась жить только чтобы воспитать Ваню.

Потом будут и другие признания. О том, что Денис был лучшим на свете мужем. Что она благодарила его за каждый прожитый день. Ценила каждый миг. А тогда, в марте, ей было очень и очень больно. Хотя кто-то и пытался усмотреть в ее облике «недостаточно траура».

В 39 лет Мария Максакова осталась вдовой с тремя детьми. Какие выводы она сделает из этой истории? Сможет ли снова быть счастливой?