«Порой опускались руки». Как Константин Лавроненко к славе шёл

Константин Лавроненко. © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Сегодня зрители прекрасно знают: Лавроненко — один из любимых актёров Андрея Звягинцева («Возвращение», «Изгнание») и Сергея Урсуляка (сериалы «Ликвидация», «Исаев»). А ещё Константин — единственный актёр из России, получивший приз Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль. Но так было не всегда. И к славе Лавроненко шёл непростым путём. 20 апреля артист отмечает шестидесятилетие.

   
   

Бывший и нынешний остались друзьями

«Когда говорят про мой вклад в историю, я понимаю, что ничего особенного не сделал: я не космонавт, который впервые полетел в космос, и не учёный, совершивший открытие. Просто мы честно снимали кино. Вот и всё», — сказал однажды в интервью артист.

Судьбоносным событием в своей жизни Лавроненко считает встречу с Андреем Звягинцевым. Именно этот режиссёр когда-то заметил Константина на театральной сцене и предложил роль отца в «Возвращении» — картине, завоевавшей впоследствии «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. Лента была в прокате в 70 странах, так об актёре узнал весь мир.

И никому тогда и в голову не приходило, что когда-то у Лавроненко опускались руки и он уже не верил ни в свой талант, ни в то. что у него вообще что-нибудь в профессии получится.

Окончив Школу-студию МХАТ, артист поступил в труппу театра «Сатирикон». Именно там Константин встретил свою будущую жену: актрису  Лидию Петракову. Поначалу они дружили, много общались после репетиций, на гастролях. И однажды артист понял, что дружба перерастает в нечто большее, он влюбился в Лидию. Его не смутило, что женщина старше его на 7 лет. Проблема заключалась не в разнице в возрасте, а в семейном положении избранницы. У Лидии был муж — актёр Театра имени Моссовета Степан Старчиков, известный публике по фильмам «Россия молодая», «Война на западном направлении», «Институт благородных девиц» и др.

В ответ на признание Константина в любви Лидия сказала, что тоже неравнодушна к нему. Через некоторое время актриса официально развелась со Старчиковым и вышла замуж за Лавроненко. Удивительным образом бывший и действующий мужья сумели сохранить хорошие отношения и даже не раз работали потом вместе. Например, снимались в картине «Приказано уничтожить! Операция: „Китайская шкатулка“».

Несмотря на брак по любви, Лавроненко начало семейной жизни вспоминает с содроганием. В 1990-е годы с их нищетой и безработицей романтика и влюбленность практически сошли в их отношениях на нет. Это неудивительно: кино практически не снималось, в театре платили ничтожно мало.

   
   

Вместо сценариев — СанПиНы

Лавроненко перешёл в «Ленком», но дела это не поправило: он практически нищенствовал, играя небольшие роли. Петракова оставалась в «Сатириконе», где играла всего в двух спектаклях.

По признанию Константина, между супругами тогда постоянно возникали ссоры, они «обвиняли друг друга в безденежье, неприспособленности, непрофессиональности».

«С женой Лидией у нас случались разные периоды в жизни, в том числе и тяжелые, — сказал в одном из интервью Лавроненко. — Был момент, когда я, хлопнув дверью, ушел из дома. Шаг к примирению первой сделала Лида. Через день она приехала в театр поговорить. И я понял, что нельзя уходить, когда не можешь уйти. Но с годами эти страсти улеглись. У нас все основано на доверии и, конечно, на любви».

Спустя год у них родилась дочь Ксения. Но отношений пары это не улучшило. Наоборот, напряжение только возросло: нужно было содержать ребенка. К тому же невозможно было достать ни детских смесей, ни памперсов. Лавроненко решил покинуть стены «Ленкома» и стал «бомбить», подрабатывая таксистом на своих стареньких «Жигулях». Но однажды машина сломалась. Отремонтировать её он не мог. Было не на что.

И Лавроненко пошёл продавать молочную продукцию, ведь мужчина должен кормить семью. К счастью, старый друг пригласил его стать заместителем директора ресторана Татьяны Дорониной. Так в семье артиста появились продукты и какие-то деньги. Но, как только семья была накормлена, Константин особенно отчётливо осознал, насколько несчастным он себя ощущает. Ведь мечтал-то он совсем о другом: о сцене, о кинематографе. А тут… Молочка, дефицит продуктов, СанПиНы… Началась депрессия: таланта нет, в профессии не состоялся.

Цена жизни

К счастью, сила характера не дала Лавроненко залить тоску алкоголем. «Я говорю свои друзьям, которые имеют определенные проблемы с алкоголем: „Представь, что на тебя смотрят миллионы людей, тебе как минимум должно быть противно, — рассказывал он в одном из интервью. — Убери лишний десяток килограмм, похудей, это ведь несложно, позанимайся спортом“».

Но, даже когда Лавроненко состоялся в профессии благодаря работам в фильмах Урсуляка и Звягинцева, судьба снова испытала его на прочность. 11 июля 2012 года он попал в автокатастрофу. Машина, в которой артист ехал на пассажирском сиденье, лоб в лоб столкнулась с автомобилем, где были трое: отец, мать и дочь.

«Больнее всего для меня оказалась не травма позвоночника, а осознание того, что погибла семимесячная девочка. Вина не моя: не мы врезались, они в нас. Но я переживал».

Несмотря на тяжёлую травму, через месяц после аварии он принял решение продолжить сниматься в сериале «Цена жизни». «Прыжки и драки отсняли до травмы, повезло! Так что я надел корсет и пошел работать над остальными сценами. Не прыгал, конечно, не бегал, но двигался», — вспоминал артист. По его словам, «старая травма уже не беспокоит». Но трюки он делает в корсете: «Всю жизнь теперь придется соблюдать „каскадерскую диету“».