Леонид Якубович: «Мы оглохли, отвыкли слышать русское слово...»

Леонид Якубович. © / www.russianlook.com

Река голосов

Сергей Грачёв, »АиФ»: Леонид Аркадьевич, возможно, банальный вопрос: есть ли у вас некое жизненное правило, к­оторое помогает вам сохранять вкус к жизни?

   
   

- Моя мать научила меня одной простой, но важной вещи: не позволяй своей, извините, заднице тобой командовать. Хочешь лежать - сядь, хочешь сесть - иди, хочешь идти - беги…

Досье
Леонид Якубович. Родился в 1945 г. в Москве. Учился в Московском инженер­но‑строительном институте им. Куйбышева. С 1991 г. ведущий программы «Поле чудес». Народный артист РФ.

- Вы в прекрасной физической форме. О внедрении спорта в массы говорить любят на самых разных уровнях, но до воплощения это редко доходит.

- Здоровье нации должно быть одной из важных частей государственной программы. В годы моей юности считалось практически неприличным, если ты не занимался в спортивной секции или кружке. Даже подзаборная шпана обязательно занималась  спортом. Я же лет с 6 увлекался одновременно конько­бежным спортом, стрельбой, плаванием, шахматами, какая-то там радиотехника, что-то ещё. Всё это было абсолютно бесплатно - это было частью госпрограммы. А сегодня далеко не каждая семья может позволить себе отдать ребёнка в хоккей, в теннис, на фехтование… На одной экипировке разоришься! 

- Вы говорите, нужна гос­программа. Но у нас же рыночная экономика! Зачем это рынку?!

Фестиваль сатиры и юмора «Золотой Остап-93». Ведущий программы фестиваля Леонид Якубович. Фото: РИА Новости/ Сергей Компанийченко

- Затем, что это инвестиции в будущее. В той же Америке даже генералы обязаны сдавать спортивные нормативы, держать себя в форме! Обязаны, понимаете?! У них генералов с такими большими животами, как у нас, нет! В школе, в колледже ты обязан быть вовлечённым в спортивную жизнь. А всё потому, что их государству нужна здоровая молодёжь, которая способна двигать страну вперёд. Если ты больной, какой от тебя толк государству?

- А попытки вернуть нормы ГТО, популяризация разных забегов - всё это вселяет оптимизм?

   
   

- Пока это лозунги, плакаты… Вы обратите внимание: нам периодически докладывают, что не все указы президента выполняются. От этого просто приходишь в изумление… Что это значит?! На мой взгляд, чиновник любого ранга, не выполнивший указание премьера или президента, то есть свои непо­средственные обязанности, должен быть уволен немедленно! Не выполнил задачу - до свидания! И никаких разговоров про новые сроки, поиски «диверсантов» и прочей ерунды.

- А почему этого не происходит?

- Я не знаю. Наверное, отсут­ствие государственной дисци­плины.

- Но общество как-то может влиять на ситуацию?

- Нет, не может. Общество - это люди, объединённые какой-то идеей. Отдельные голоса могут слиться сначала в ручеёк, а затем в одну большую реку, если есть объединяющий центр, идея. Пока ни центра, ни идеи нет. И просто так, с наскока их не придумаешь. Мы в гигантской стране живём, и, что бы кто ни говорил, я убеждён, что не всё у нас ещё продаётся и покупается. А уж национальную идею за деньги не придумаешь и не продашь. Это кропотливая государственная работа. 

Леонид Якубович с дочерью. Фото: www.russianlook.com

Устали от крови

- Леонид Аркадьевич, накануне вашего юбилея в прокат вышел семейный фильм «Дедушка моей мечты», где вы играете одну из главных ролей. Вы выступили ещё и автором сценария. А зачем вы вообще ввязались в эту историю?

- Изначально я написал большой рассказ и не думал, что это может перерасти в сценарий. Но как-то Аркадий Инин, с которым мы дружим много лет, прочитал этот текст и сказал, что из него можно сделать неплохое кино. В результате родилась очень милая, добрая семейная комедия, которая, надеюсь, придётся зрителю по душе в разгар отпускного периода. 

- Кстати об отпусках: есть мнение, что русские не умеют отдыхать - нет традиции, культуры отдыха. 

- Отдых бывает разный… Ты можешь взять палатку, уехать один или с семьёй на тихое озеро и рыбу ловить, грибы-ягоды собирать. Но в основном все хотят получить то, чего нам не хватает в нашей суетной жизни, - комфорт, сервис. Обидно, но в России с этим просто беда.  

Обидно и то, что у нас никто не занимается пропагандой внутреннего туризма. К примеру, Сахалин - одно из красивейших мест в мире… Но кто об этом рассказывает? Можно перечислять удивительные уголки нашей страны, но…

- …но билет туда, скажем, из средней полосы России зачастую стоит почти как в Бразилию!

- Вот именно… Так что псевдо­патриотические возгласы в духе: «А давайте бросим е­здить за границу и будем отдыхать только в России!» - бесперспективны. Пустые звуки! Если уж на то пошло, то слишком многие сегодня оглохли. Мы так привыкли слышать иностранные слова, что практически в буквальном смысле перестали слышать и воспринимать русское слово и доверять русскому, отечественному вообще. Это касается и культуры отдыха, и искусства, и еды…

- А разве сейчас на волне ура-патриотических настроений пере­мены не происходят?

- Возможно, происходят, только они очень незаметные. Ура-патриотические настроения, о которых говорите вы, - это всё формальности. Настоящий патрио­тизм без идеологии невозможен. А идеология у нас сегодня практически отсутствует. В неё надо вкладывать деньги, причём немалые. Воспитание подрастающего поколения, пропаганда добра, культурных ценностей - это долго­срочная инвестиционная программа, заниматься которой  прямая обязанность государства. Почему сегодня всё больше людей включают канал «Культура» или что-то из программ про животных? Да потому что устали от стрельбы, крови и грязи на экране! С моей точки зрения, телевидение, как и любое СМИ, должно быть позитивным, развлекательным. Поскольку когда я читаю газету, смотрю телевизор, слушаю радио, то отвлекаюсь от моей основной деятельности. Ну объясните, зачем мне в 6 утра во всех подробностях рассказывать, что где-то произошла катастрофа или трагедия?! Неужели ничего хорошего не происходит в мире?! Почему нельзя показать, что по­строили новый дом, или родился миллионный ребёнок в каком-то городе, или тигрёнок у братьев Запашных появился на свет? Чтобы я пошёл на работу с хорошим настроением, а не с ощущением кровавого тумана в голове.

- Вам не кажется, что мы эту крайность проходили уже в советские годы?

- Проходили! И замечательно проходили, между прочим! Утренняя гимнастика под мажорную музыку, жизнеутверждающие новости - всё это настраивало на определённый лад. Разве плохо?! Можно, конечно, разбираться в том, что там было правда, а что враньё, - но это второ­степенные вопросы. Я говорю о настрое на положительные эмоции в принципе. Негатив принял какие-то гипертрофированные формы. Мы настолько привыкли к нему, что и не замечаем уже. 

Мы вообще замкнулись в своём тихом маленьком кругу. Очень редко общаемся друг с другом, а ведь моменты общения - это едва ли не самое главное в жизни. Традиции дружеского застолья уходят в прошлое. Мы даже праздники перестали отмечать так, как раньше, - радостно, весело. У нас и празд­ник-то, по большому счёту, остался всего один - Новый год. И то только потому, что он семейный.