Плятт, который любил Марецкую. Конфликты и женщины пастора Шлага

Народные артисты СССР Вера Марецкая и Ростислав Плятт. Спектакль-концерт Государственного академического театра имени Моссовета. Сцена по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». 1972 г. © / Вера Петрусова / РИА Новости

В массовом сознании советского зрителя Ростислав Плятт навсегда остался пастором Шлагом из «Семнадцати мгновений весны» — добрым и наивным героем, который на лыжах уходит в нейтральную Швейцарию, чтобы спастись от преследования нацистов. Именно таким этот персонаж потом перекочевал в многочисленные анекдоты про Штирлица, чтобы окончательно закрепиться в народной памяти. При этом Шлаг почти не ассоциировался с Пляттом, хотя этот актер всю жизнь был таким — скромным, добрым. Об этом хорошо знали в Театре имени Моссовета, которому Плятт отдал несколько десятилетий. Но, если переиначить цитату из фильма применительно к советской театральной действительности, что происходит в театре, остается в театре.

   
   

Конфликтный Плятт

В жизни этого актера был один эпизод, когда он всё-таки стал «конфликтным». Дело происходило ещё в начале 1930-х, Плятт уже отучился в студии режиссера Юрия Завадского и работал в театре под его управлением, сменил родную фамилию (Плят или Пляд — встречаются оба варианта) на ту, под которой его узнали зрители. В какой-то момент вместе со своим приятелем Анатолием Кубацким он решил раскритиковать руководство театра в стенгазете. Завадский был диктатором — как и многие известные театральные деятели, критику терпеть не стал и добился увольнения обоих.

«Я, правда, через год вернулся, Кубацкий — нет! Милый Кубик!» — с горечью вспоминал Плятт в своих мемуарах «Без эпилога», которые написал незадолго до смерти.

Судьба Кубацкого оказалась очень извилистой — он ушел на радио, потом работал в Театре имени Маяковского, а стал известен уже в 50-60-е, после небольших, но характерных ролей в сказках Александра Роу.

Ну а Плятт после этого случая Завадскому, с которым проработал много лет, не перечил. Впрочем, считается, что и его возвращение к режиссеру, и их последующее сотрудничество имело причину, звали которую Вера Марецкая.

   
   

«Святой она не была»

В своих воспоминаниях Плятт с удовольствием рассказывает о том, какой актрисой была Марецкая — звезда кино 20-30-40-х и, как пишет актер, «блистательная» театральная актриса и добавляет: «Она могла всё». Они познакомились ещё в двадцатые, когда молодой Плятт пришел в студию Завадского, женой которой была Марецкая. Впрочем, вскоре брак режиссера и актрисы распался (Завадский ушел к балерине Галине Улановой), но творческие пути всех троих в дальнейшем постоянно пересекались. Они вместе пришли в только что образованный театр под руководством Завадского, потом вместе прививали «мхатовскую культуру» в Ростове-на-Дону, почти одновременно вернулись в Москву и начали работать в Театре имени Моссовета...

Сам Плятт никогда не упоминал о том, что любил Марецкую, но театральные байки — вещь живучая. По слухам, он хотел жениться на актрисе после её развода с Завадским, но она предпочла другого (её второй муж погиб на фронте в 1943 году). Плятт делал предложения ещё не раз, но Марецкая раз за разом отказывала. Последний отказ случился в 1978-м — за несколько месяцев до смерти актрисы.

Этой истории влюбленности в Марецкую в воспоминаниях Плятта нет — только рассказы о том, какой она была актрисой и человеком. «Она не отличалась ни ангельской кротостью, ни всепрощающей добротой. Святой она не была: она бывала и пристрастной, и несправедливой, и своенравной. У нее были и ошибки, и творческие неудачи, и, понятно, тяжелые переживания по этому поводу. Но все это отступало перед главным — перед ее влюбленностью в искусство», — писал Плятт.

Ростислав Плятт и Вера Марецкая в пьесе А. Софронова «Миллион за улыбку» на сцене Театра им. Моссовета в Москве. 1960 г. Фото: РИА Новости/ Александр Гладштейн

Вера и Людмила

Не написал он ни слова и о двух своих женах — Плятт вообще старался не выносить личное на всеобщее обозрение. Но знакомые и друзья актера знали о нем если не всё, то многое. Первый раз он женился во время войны, на актрисе Нине Бутовой, с которой познакомился случайно. Бутову называли «вернейшим другом» Плятта, и она, судя по рассказам, действительно надежно «прикрывала тыл» своего мужа более 30 лет, почти не уделяя внимания своей карьере. Скончалась Бутова в 1978-м. По трагическому совпадению спустя месяц умерла и Марецкая. Юрий Завадский ушел годом раньше — в апреле 1977-го. Троицы из театра-студии двадцатых не стало, остался один Плятт.

«Ростислав Янович встретил меня в спальне. В комнате были две кровати. Плятт прилег на одну. Вторая была застелена и пуста. Нины больше не было. Он был один в этой комнате на двоих», — вспоминал один из его знакомых.

Неизвестно, как бы Плятт пережил этот период, но в его жизни появилась Людмила Маратова — диктор Всесоюзного радио и супруга друга актера, народного артиста РСФСР Николая Литвинова. Маратова была на 20 лет младше Плятта — ему 70, ей — 50, но разница в возрасте не помешала ей расстаться с мужем и решиться на новый брак. Как вспоминали друзья этой пары, с новой супругой Плятт был абсолютно счастлив все отпущенные им годы.

Ростислав Плятт скончался 30 июня 1989-го, на 81-м году жизни; незадолго до смерти он завершил мемуары, которые у него буквально «выпросили». Сам он вспоминать былое не хотел. Похоронен актер на Новодевичьем кладбище; Людмила Маратова пережила мужа на 20 лет.