Плохой хороший актер. Николас Кейдж, который просто зарабатывал деньги

Николас Кейдж. © / Tijana Martin / www.globallookpress.com

Последние лет пятнадцать про Николаса Кейджа только и говорят, что он скатился почти на самое дно. В принципе, в этом есть резон — актер, который когда-то блистал в фильмах ведущих режиссеров и создавал тренды в кино, стал сниматься в странных проектах, которые даже не выходили в прокат, а попадали сразу в сервисы VOD — видео-по-запросу (video-on-demand). В англоязычных источниках последний период творчества Кейджа иногда так и определяют — «VOD эра». Но на самом деле все немного сложнее.

   
   

Карьера с низкого старта

Николас Кейдж — это третье поколение весьма авторитетной голливудской династии, его настоящее имя — Николас Ким Коппола. К тому времени, как он стал достаточно взрослым для собственной карьеры, его дядя, режиссер Фрэнсис Форд Коппола, уже получил пять «Оскаров» — как сценарист, режиссер и продюсер — и был весьма авторитетным кинематографистом. Собственно, он и привел племянника в кино — первую большую роль Кейдж получил в фильме «Бойцовая рыбка», потом были «Клуб „Коттон“» и «Пегги Сью вышла замуж», благодаря которым на молодого актера обратили внимание другие режиссеры. Позже Кейдж рассказывал о плохих отношениях с дядей, о том, что взял псевдоним, чтобы не прятаться за известной фамилией, но неизвестно, сколько в этих словах было лукавства, а сколько — правды. В любом случае уже к середине 80-х Кейдж стал одним из самых заметных новичков в киноиндустрии.

Грандиозный успех

Строго говоря, успех Кейджа был не таким громким, как у многих других молодых актеров, ворвавшихся в киноиндустрию в те годы. Но его поколение вообще оказалось богато на таланты, и то, что он нашел свое лицо, свой подход к ролям, своего зрителя — уже можно считать успехом, который наличием всесильного родственника не объяснить. Николас снимался у Алана Паркера, братьев Коэнов и Дэвида Линча, играл в таких проектах, куда актеры поосторожнее старались не лезть — например, в черной комедии «Поцелуй вампира», кадры из которой с участием Кейджа в наше время стали настоящими мемами. Настоящей кульминацией этого безумия 90-х для актера стал фильм 1994 года «Покидая Лас-Вегас», за роль в котором Кейдж получил свой «Оскар». А потом словно в насмешку над киноакадемиками заявил о себе как о герое боевиков, сыграв в фильмах «Скала», «Без лица» и «Воздушная тюрьма».

   
   

Начало конца

В 2003 году Кейдж снова получает номинацию на «Оскар» — за трагикомедию «Адаптация», — но проигрывает ее Эдриену Броуди из «Пианиста». Казалось, еще немного — и со своим подходом к выбору ролей актер сможет пополнить свою коллекцию наград еще одной статуэткой. Но не тут-то было. В какой-то момент оказалось, что Кейдж испортился. Критики спорят, на каком проекте это стало очевидно — то ли на «Оружейном бароне» 2005-го, то ли на «Плетеном человеке» 2006-го. Истина, скорее всего, лежит где-то посередине, ну а виной всему, как обычно, стали женщины и деньги.

Много-много браков

К моменту начала полосы неудач Кейдж уже зарекомендовал себя как человек весьма любвеобильный. Еще в конце 80-х у него родился внебрачный сын от актрисы Кристины Фалтон. Первый официальный брак у Кейджа случился в 1995-м — с актрисой Патрисией Аркетт. В начале нулевых у него случились крайне недолгие отношения (и второй официальный брак) с дочерью Элвиса Пресли, певицей Лизой Мари Пресли — они развелись через несколько месяцев совместной жизни. Затем у Кейджа был третий брак с простой официанткой, кореянкой по происхождению Элис Ким. Все эти браки-разводы не могли не повлиять на финансовое положение актера. Считается, что он растратил все $150 млн, заработанные за тучные годы. Но в этом ему помогли увлечения — он скупал замки в Европе и США, потом продавал их с большим дисконтом, коллекционировал марки (коллекцию украли) и дорогие машины, завел себе экзотический зоопарк. В общем, швырялся деньгами направо и налево. В какой-то момент выяснилось, что Кейдж еще и должен — налоговая служба США предъявила ему претензии на общую сумму в $14 млн. Напомним, что в 1932-м известного гангстера Аль Капоне посадили на 11 лет за неуплату налогов. В общем, похоже, именно тогда Кейдж и понял, что шутки кончились и пора браться за дело всерьез.

Такой разный Кейдж

Собственно, именно этот период в жизни и творчестве Кейджа и считают его «падением». На самом деле он просто зарабатывал деньги, не желая объявлять себя банкротом. Работал много, хватаясь буквально за все, что ему предлагали. Что-то похожее в последние годы делал Брюс Уиллис, но по другой причине — у «Крепкого орешка» был диагноз, который закрывал ему дорогу в кино, и он пытался обеспечить себя чем-то вроде «пенсии». Результат, впрочем, одинаковый — у двух хороших актеров в фильмографии появилось множество проектов, которых могло не быть. Уиллис вскоре все-таки ушел на покой, а Кейдж в 2022 году признался журналу GQ, что его долги полностью погашены. Сейчас ему 59 лет, и он обещал, что теперь будет более требовательно относиться к предлагаемым сценариям.

Любопытно, что многие фильмы с участием Кейджа, вышедшие в его «эпоху VOD», регулярно входят в список его лучших проектов за всю карьеру актера. Например, боевик ужасов «Мэнди», снятый Паносом Косматосом 2018 года, или триллер Майкла Сарноски «Свинья» 2021 года. Ну и, разумеется, «Невыносимая тяжесть огромного таланта» — комедийный боевик 2022 года, в котором Кейдж снялся в роли самого себя. Кстати, в том же интервью он признавался, что на любых проектах играл с полной отдачей и не филонил. Это, конечно, идет ему в плюс как актеру, но сами проекты лучше не делает. Впрочем, не исключено, что в будущем у Кейджа случится еще одна подобная череда неудач. После развода с Элис Ким он еще дважды женился, а совсем недавно, осенью 2022 года, снова стал отцом