Платон, Воланд и Эльдар Рязанов. 5 ярких ролей Олега Басилашвили

Олег Басилашвили. © / кадры из фильмов / Коллаж АиФ

26 сентября 1934 года родился Олег Басилашвили — советский и российский актер, который много работал с Эльдаром Рязановым, играл полковника милиции и Воланда.

   
   

Режиссер Эльдар Рязанов вспоминал, что его знакомство с Олегом Басилашвили состоялось в гримерке артиста в Большом Драматическом театре в 1974 году. Рязанову понравилась игра Басилашвили в спектакле «Мольер» по Булгакову, где тот играл Людовика XIV, а потом состоялся диалог, который режиссер начал, по его собственному замечанию, «неосторожной» фразой: «Не понимаю, почему я не снимаю вас в своих комедиях». Басилашвили не растерялся и ответил: «Признаться, я тоже этого не понимаю».

История эта имела продолжение. Рязанов позвал Басилашвили на роль Ипполита в свой фильм «Ирония судьбы, или С легким паром», но полноценного сотрудничества не получилось. У актера умер отец, затем скончался один из ведущих артистов БДТ Ефим Копелян, Басилашвили оказался занят в театре так, что на съемки не успевал — и в итоге от него в «Иронии...» осталась одна фотография в сугробе, а роль замечательно сыграл Юрий Яковлев. Но вместе Рязанов и Басилашвили всё же поработали и достаточно плодотворно.

«Служебный роман», 1977

Олег Басилашвили родился 26 сентября 1934 года в Москве, а первую роль сыграл в возрасте пяти лет — был «мальчиком на велосипеде» в фильме «Подкидыш». Окончил Школу-студию МХАТ, был распределен в театр Сталинграда (Волгоград), но там не работал — оказался в Ленинграде и в конце 50-х был принят в БДТ Георгия Товстоногова. Театральная карьера у него шла лучше киношной, в театре он играл ведущие роли, а в кино «той самой» роли ему долго не доставалось. Но потом случилось знакомство с Рязановым, сорвавшаяся работа в «Иронии судьбы» и роль в «Служебном романе», которая сделала Басилашвили известным на всю страну. Правда, его Самохвалов — вернувшийся из заграничной командировки новый замдиректора статистического учреждения — оказался персонажем неоднозначным, но запоминающимся. И тень этого героя потом сопровождала актера почти во всех его ролях.

«Осенний марафон», 1979

Единственный опыт сотрудничества актера с режиссером Георгием Данелией — это «печальная комедия», чем-то похожая на работы Рязанова того времени. Главный герой — переводчик Бузыкин, он женат, у него есть любовница, но выбрать он не в состоянии и поэтому мучается сам и мучает обеих женщин. Тоже неоднозначный персонаж, хотя и типичный не только для Рязанова, но и вообще для кино конца 70-х и начала 80-х — можно вспомнить героев мелодрамы Владимира Меньшова «Любовь и голуби».

   
   

«Вокзал для двоих», 1982

В следующий свой фильм — «О бедном гусаре замолвите слово» — Рязанов взял Басилашвили без напоминаний, правда, на роль персонажа с говорящей фамилией Мерзляев. А вот потом режиссер проявил «безответственность» — дал актеру расписку, что будет приглашать его в каждую свою следующую картину. И когда Рязанов искал актера на роль Платона Сергеевича в «Вокзале для двоих», Басилашвили напомнил об обещании — и сыграл этого персонажа, окончательно превратившись в звезду советского кино. С Рязановым они потом работали в «Небесах обетованных» и в «Предсказании», но прежнего успеха уже не случилось.

«Противостояние», 1985

Герой Басилашвили в «Вокзале для двоих» тоже был персонажем неоднозначным — вроде бы и любовь, и всё такое, но следует помнить, что он был осужденным преступником, который в финале с трудом успевал на обязательное построение лишь за счет самоотверженности героини Людмилы Гурченко. Но в фильме «Противостояние» по роману Юлиана Семенова сыгранный им полковник милиции, сотрудник уголовного розыска — персонаж однозначно положительный, который сумел раскрыть давнюю историю с предателем Кротовым, скрывавшимся под личиной обычного советского гражданина. Что-то подобное Басилашвили показал и в «Курьере» Карена Шахназарова, но сыгранный им отец Кати всё-таки различал удобство собственной семьи и идеологию, которую исповедовал.

«Мастер и Маргарита», 2005

Пожалуй, самая громкая роль Басилашвили в российском кино — в большом сериале по главному роману Булгакова, поставленному Владимиром Бортко; он стал вторым отечественным актером после Валентина Гафта, сыгравшим этого персонажа. В целом кастинг сериала и игра актеров особого возмущения не вызывала, работа Бортко считается лучшей киноверсией «Мастера и Маргариты». Но споры о том, кто был лучшим Воландом — Гафт или Басилашвили — идут до сих пор, они даже возобновились, когда вышла новая и очень вольная экранизация романа, где этого героя сыграл немецкий актер Аугуст Диль.