Девяностые годы прошлого века звезды эстрады вспоминают, как правило, с двойственными чувствами. С одной стороны, это было время огромных возможностей — правда, начало ему было положено ещё в СССР, в перестройку, когда буквально любой артист мог сорвать джекпот и начать собирать стадионы. С другой стороны — передел рынка и бывшей государственной собственности способствовал и повышению влияния криминальных структур, которые видели заработки певцов, певиц и групп и хотели наложить на них руки.
Вот и певица Наташа Королева в своем интервью изданию «7 дней» рассказала, а как она запомнила то странное десятилетие.
Что рассказала певица?
Королева (настоящее имя — Наталия Порывай) стала известной ещё в детстве — училась музыке, выступала на фестивалях, её показывали по ТВ. Но истинную славу ей принесло сотрудничество с композитором и музыкальным продюсером Игорем Николаевым. В начале 90-х певица с песней «Жёлтые тюльпаны» попадает в финал «Песни года», потом появляется их с Николаевым дуэт «Дельфин и Русалка» и одноименная программа. В общем, Королева была одной из главных звезд 90-х, и её, разумеется, приглашали выступать на частных мероприятиях.
«В 90-е годы новогодние праздники — это небольшие частные мероприятия, среди заказчиков которых нередко попадались люди, связанные с криминалом. Получались “сходки в новогоднем антураже”. И у меня пару раз такие выступления были. Выглядело всё вот как: сидят за накрытым столом одни “пацаны” — женщин нет, одеты все в спортивные костюмы, поверх — толстые золотые цепи. А перед ними выступают артисты, обычно одни девочки — солистки или девчачьи группы», — рассказала Королева.
Она уточнила, что в её сторону со стороны заказчиков не было «никаких поползновений», приставаний или других эксцессов.
«Все культурно! Наверное, в той среде считалось “не по понятиям” плохо обойтись с артисткой», — добавила она.
Но так, очевидно, случалось не со всеми артистами.
«Иначе вам не жить»
Певица, одна из создателей поп-группы «Мираж» Маргарита Суханкина вспоминала, что артистам часто просто «выкручивали руки» и заставляли платить долю с выручки.
«На концерт приходили бандюги с золотыми цепями на руках и шее, в малиновых пиджаках, говорили: “Так и так, делайте, что хотите, а лучше ничего не делайте — просто нам платите, а мы вас будем охранять. Иначе вам не жить”. Это было с любым раскрученным коллективом», — приводит портал «360» слова Суханкинкой.
Певец и композитор, экс-клавишник «Миража» Роман Жуков считает, что такой подход был связан с тем, что в начале и середине 90-х только у артистов водились серьёзные деньги.
«Единственные, кто зарабатывал бабки, это были артисты, которые работали на стадионах, имели кучу наличных денег. Мы уезжали на неделю или на две и всю наличку везли с собой — буквально мешки денег. Естественно, это привлекало бандитов», — сказал Жуков.
Он вспоминал, что его самого однажды поставили перед фактом — участники казанской ОПГ назначили ему директором своего человека.
По словам Суханкиной, от такого «внимания» были избавлены только некоторые звезды, у которых имелись более серьезные поклонники — она назвала фамилии Пугачевой и Ротару, которых любил авторитет Вячеслав Иваньков (Япончик).
Отметим, что лишь немногих звезд эстрады официально обвиняли в сотрудничестве с криминалитетом — но, как правило, без каких-либо решений судебных инстанций. И не в России.
«Это была бы сенсация»
Певец и автор песен на «тюремную» тематику Михаил Круг никогда не отрицал свои знакомства с рядом криминальных авторитетов. Но, по одной из версий, его смерть в 2002 году стала следствием конфликта с одним из таких авторитетов — причем и заказчику, и непосредственным убийцам затем отомстили их «коллеги».
Народному артисту СССР Иосифу Кобзону в 1995 был закрыт въезд в США — американские власти обвинили певца в связях с русской мафией. Кобзон также не отрицал знакомства с авторитетными бизнесменами, но утверждал, что никаких деловых отношений у него с ними не было. Вскоре после демарша США, в 1997 году, в интервью британской прессе Кобзон отрицал любые противоправные действия. Он указывал на то, что в России является весьма заметной фигурой, и если бы обвинения были бы правдивыми, его обязательно судили бы.
«По каждому обвинению, которое было выдвинуто прессой, я, естественно, должен бы быть судим. Естественно, это была бы сенсация. Человек, который пел комсомольские песни, человек, который достаточно широко выступал на стройках, на съездах комсомола, на съездах партии, вдруг он оказывается такой-сякой, мафия и так далее», — рассказывал он.
При этом Кобзон пытался добиться разрешения на въезд в США до самой своей смерти в 2018 году.
В 2013-м по такому же поводу попал в американский «черный список» певец Григорий Лепс. Его обвинили в связях с «постсоветской мафией», въезд в США, разумеется, тоже закрыли, а американским гражданам запретили вести с Лепсом какие-либо дела. Сам певец был в каком-то смысле озадачен этим запретом, но от людей, с которыми, по его словам, был знаком 30 лет, не открещивался.
«Что касается моей личной жизни, то я ни перед кем не буду отчитываться, кроме как перед моим собственным государством, если у него возникнут ко мне вопросы», — сказал Лепс на пресс-конференции.