О смерти Валерия Ганичева сообщили его коллеги на сайте Союза писателей России. Он был председателем этой организации почти четверть века — с 1994-го по 2018 годы.
«Сегодня на 85-м году жизни умер Валерий Николаевич Ганичев. Выражаем глубокое соболезнование родным и близким», — говорится в сообщении.
Ганичев родился в 1933 году в Новгородской области, жил с семьей в Омской области, школу закончил в Полтаве, а высшее образование получил на историческом факультете Киевского государственного университета. Начинал работу в Украинской ССР, потом перебрался в Москву, стал заместителем главного редактора журнала «Молодая гвардия», потом был директором издательства «Молодая гвардия».
В 1978 году его назначили главредом «Комсомольской правды» — к тому времени он уже получил звание доктора исторических наук, защитившись на журфаке МГУ. «Комсомолкой» Ганичев руководил недолго — всего два года, но эти годы оказались весьма насыщенными. В своих мемуарах он вспоминал о том, что его увольнение из газеты прошло буднично, прямо в разговоре с секретарем ЦК по пропаганде и идеологии Михаилом Зимяниным.
«Вы не прикидывайтесь пай-мальчиком. Зачем развернули кампанию по дискредитации Краснодара, Ставрополя, Чечни, Северной Осетии? Вы что, хотите доказать, что у нас в стране есть коррупция? <...> Нечего выхватывать фактики. Вам надо оставить газету. И вообще, вы бросьте эти ваши русофильские замашки», — сказал тогда Зимянин.
Ганичев вспоминал, что секретарям ЦК и особенно шефу телевидения Лапину не понравились стихи Евгения Евтушенко «Директору хозяйственного магазина». Особенно не понравились.
«Впоследствии, когда на закрытых совещаниях объясняли, почему сняли Главного редактора, то говорили об очернении действительности, раздувании фактов коррупции. В качестве примера назывались не фельетоны Цекова и другие резкие публикации о воровстве (по-видимому, чтобы не привлекать внимание), а стихи Евтушенко. Народ, почитав их, пожимал плачами: что тут крамольного?», — удивлялся Ганичев.
Отставили его, впрочем, с почетом — позволили возглавить «Роман-газету», когда всегда была популярной, а 80-е вообще оказались «золотым веком» этого издания.
«Я и не собирался никому жаловаться. Хотя борьба за русское начало во властных и политических структурах для меня заканчивалась, никто не мешал пока мне осуществить ее в других местах. Возможно, литературное поле было самым лучшим из них», — писал Ганичев.
«Можно, наверное, с восхищением вспоминать те времена, когда тираж „Роман-газеты“ достигал трех миллионов, а подписку на него „доставали“ через парткомы и профкомы. Было тут все: и тяга к чтению, и интеллектуальное стремление находиться в курсе литературных новинок, и традиция, идущая от старших к младшим, да и, в общем, хороший художественный уровень романов и повестей, публикуемых в журнале», — сказал Ганичев через семнадцать лет в интервью, посвященном 70-летию журнала. При этом он заметил, что в истории «Роман-газеты» было всякое — и дань «секретарской литературе», и цензурные вымарывания, и запреты, но это не мешало ей печатать качественную прозу.
«Русофильские замашки» Ганичев, впрочем, так и не бросил. Когда в 1991 году Союз писателей СССР прекратил свое существование, он примкнул к считавшемуся «патриотическим» Союзу писателей России, который возглавил Юрий Бондарев. Через три года Ганичев сам стал главой этой организации, а ушел со своего поста только в этом году. В 90-е он печатал в «Роман-газете» писателей с таким же мировоззрением, как и у него, — представителей «деревенской прозы» вроде Валентина Распутина, Владимира Солоухина и Василия Белова, мог договориться с Александром Солженицыным...
Сам Ганичев одним из главных своих достижений считал изучение жизни и деяний адмирала Федора Ушакова. Он написал для серии «Жизнь замечательных людей» биографию адмирала, а в 2001 году по инициативе Ганичева Русская православная церковь причислила Ушакова к лику святых как праведного воина.
«Он был не только великим флотоводцем — 43 победные кампании и ни одного поражения, — но и тонким политиком, создавшим первое свободное от турок греческое государство Ионических островов, — рассказывал Ганичев в интервью АиФ. — Он взял Неаполь, взял Рим, освободив их от безбожных якобинцев. И Ушаков не просто возглавлял некие крестовые походы, но вёл православную освободительную войну. И всегда поступал как воин-христианин, не проливал понапрасну кровь — ни своих подопечных, ни врагов, если они попадали к нему в плен. Вот на таких героев нашей истории и стоит ориентироваться, брать с них пример».
Причины смерти Валерия Ганичева пока не называются. Место и время похорон будут известны позже.