Певец цыганского народа. Скончался Николай Сличенко

Художественный руководитель Московского цыганского театра «Ромэн» Николай Сличенко. © / Алексей Дружинин / РИА Новости

На 87-м году жизни умер советский и российский актер театра и кино, народный артист СССР Николай Сличенко. О его смерти сообщили в театре «Ромэн», художественным руководителем которого он был на протяжении почти 45 лет. 

   
   

«С глубоким прискорбием извещаем, что на 87-м году ушёл из жизни Николай Алексеевич Сличенко — художественный руководитель театра, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР», — сказано в сообщении на сайте театра.

Причины смерти Сличенко пока не называются. Летом 2020 года он попадал в больницу в связи с жалобами на проблемы с сердцем и повышенное артериальное давление.

Дата и место прощания будут названы позже.

Николай Сличенко родился 27 декабря 1934 года в Белгороде. Во время Великой Отечественной он потерял отца: его расстреляли немцы. После войны семья жила в Воронежской области, и там юный Сличенко узнал о том, что в Москве работает цыганский театр «Ромэн». В 1951-м, в возрасте 16 лет, он отправился в столицу — и его приняли в труппу этого театра. Вскоре он сыграл и первую роль: Лексу в спектакле «Четыре жениха».

Народный артист РСФСР Николай Сличенко. Сцена из спектакля «Четыре жениха». Московский музыкально-драматический цыганский театр «Ромэн». 1956 год. Фото: РИА Новости/ А. Воротынский

Молодой артист без образования (в беседе с «АиФ» Сличенко вспоминал, что он окончил лишь один класс) достаточно быстро стал одним из ведущих актеров. «В театр я попал будто к себе домой», — рассказывал он.

Вслед за «Четырьмя женихами» были роли в драме «Грушенька» по повести Николая Лескова «Очарованный странник», где его партнерами были Ляля Черная и Иван Ром-Лебедев, в спектакле «Сломанный кнут», а в пьесе «Плясунья», которую поставил Ром-Лебедев, Сличенко сыграл дедушку — персонажа, который вроде бы не подходил ему по возрасту. Но он справился.

   
   

Сличенко переиграл почти во всех постановках «Ромэна». С годами менялись герои которых он играл: в тех же «Четырех женихах» он позже исполнял другую, более взрослую роль. В 1960-е он начал пробовать ставить и сам. Но для следующей карьерной ступеньки ему всё же потребовалось образование: знания были нужны. Он окончил режиссерский факультета ГИТИСа — мастерскую театрального режиссера Александра Гончарова — и после этого возглавил «Ромэн» как художественный руководитель. Этот пост он сохранял за собой до конца жизни.

Главной работой Сличенко-режиссера в театре считается спектакль «Мы — цыгане» , который он поставил совместно с Ром-Лебедевым и за который получил Государственную премию СССР в 1987 году. Почетные звания добрались до него раньше: Народным артистом СССР он стал в 1981-м «за большие заслуги в развитии советского театрального искусства». То есть за работу в театре «Ромэн».

Но Сличенко ещё выступал на эстраде с цыганскими и народными песнями, иногда играл в кино — конечно же, характерные роли, как в «Олеко Дундиче» или «Свадьбе в Малиновке». Но в кино он появлялся редко и словно через силу. Основным «киношным цыганом» в СССР был молдавский актер Михай Волонтир, исполнитель роли Будулая в драме «Цыган». А вот Николай Сличенко прочно застолбил за собой место главного музыкального и театрального цыгана в СССР, а потом и в России. Именно с ним ассоциировался этот народ, он его представлял — и делал это на самом высоком уровне.

«Я же цыган, обманщик. Причем обманываю я в первую очередь самого себя. Говорю себе, что мне 33. Этого достаточно. Главное — верить в это», — говорил он. И, кажется, совсем не шутил.