Первый миллионер из СССР. Арчил Гомиашвили осуществил мечту Остапа Бендера

Арчил Гомиашвили в роли Остапа Бендера. © / Кадр из фильма / www.globallookpress.com

Один спектакль, десять ролей

Как-то юный шалопай, балагур, взятый на заметку в тбилисской милиции, Арчил Гомиашвили решил начать всё с чистого листа — он отправился в Москву, со своим неуёмным темпераментом без проблем поступил в Школу-студию МХАТ, великолепно проучился несколько курсов,а потом… снова отправился в Тбилиси за чистым листом: опять же из-за своего неуёмного темперамента устроил драку из-за девушки. Арчил не знал, что пытался проучить парня из «золотой молодёжи». В итоге Гомиашвили ждали суд и обратный билет на родину. Но он не пропал, не забыл о своей профессии — поступил на службу в Тбилисский театр, а затем переехал в небольшой портовый город Поти. И вот тут-то его настигла судьба — Арчил Гомиашвили поставил на сцене местного театра «Похождение Остапа Бендера». Причём он сыграл не только самого Остапа, но и Корейко, и Паниковского, и даже Зосю Синицкую.

Это был спектакль одного актёра, который Гомиашвили каждый вечер отыгрывал на все 100. Целых 13 лет актёр ездил по советским городам и весям с «Бендером и Ко» и думать не думал, что вскоре он станет главным конкурентом Владимиру Высоцкому, Владимиру Басову, Алексею Баталову, Валентину Гафту, Евгению Евстигнееву, Спартаку Мишулину, Михаилу Козакову и даже Андрею Миронову. Именно им Леонид Гайдай предпочёл Арчила Гомиашвили на роль Остапа Бендера в своих «12 стульях».    
   

Проклятие роли

Правда, произошло это далеко не сразу. На первых пробах Леонид Гайдай слишком многого хотел от актёра, просил сыграть то одно, то другое. В конце концов, Гомиашвили решил, что режиссёр не видит его таланта, со всеми попрощался и удалился со съёмок. Он не вспоминал о Гайдае почти полгода, но потом, когда ассистент режиссёра попросил Арчила вернуться, он ломаться не стал и согласился сниматься у Гайдая. Как говорят, друзьями Леонид Гайдай и Арчил Гомиашвили так и не стали, даже наоборот, они довольно часто ссорились на съёмочной площадке. В конце концов, фильм был снят, а Гайдай с Гомиашвили так разругались, что не общались несколько лет.

Остап Бендер стал для Арчила Гомиашвили не только главным билетом в советский кинематограф, но и самым настоящим проклятием. Ведь актёр за свою творческую жизнь сыграл не только сына турецкоподданного, но и много других замечательных ролей как в кино, так и в театре. Он мог бы сыграть Штирлица вместо Вячеслава Тихонова, но снова приёмная комиссия напомнила Татьяне Лиозновой о Бендере, а она не поддержала, не помогла. Он обиделся, расстроился, но не отчаялся. Неудачи на творческой стезе никак не сказались на его профессиональной жизни — Гомиашвили смог найти себе и другое призвание.

Кстати, в другой своей личной и профессиональной жизни Арчил Гомиашвили воплотил в жизнь мечты Остапа Бендера. Говорят, что он стал самым первым в Советском Союзе миллионером.

Актёр-предприниматель

Гомиашвили пытался снять фильм по книге Майкла Филда «Америка глазами таксиста», пытался всеми правдами и неправдами выбить финансирование, но все отказывались, отказался даже сам автор. Однажды, уже отчаявшись, Гомиашвили зашёл в казино. Поставил на цифру 23 — свой день рождения и… выиграл. Поставил снова на 23. И снова удача. В итоге деньги на картину были на руках, а автор книги ко всему прочему передал Гомиашвили десять игральных залов. Он заработал целое состояние, благодаря которому, вернувшись в Москву, открыл в столице знаменитый ресторан «Золотой Остап».

Правда, как признавался сам актёр-бизнесмен, готовить он так и не научился. Шеф-поваром его ресторана была его вторая супруга Татьяна, которая, кстати, на момент знакомства с Арчилом тоже ничего не смыслила в готовке. Как-то Татьяна пыталась поразить своего ухажёра, знаменитого актёра, своими кулинарными способностями, она приготовила ему курицу с потрохами. Думая при этом, что курица с потрохами — это курица как она есть, не разделанная, целая, она так её и сварила. Арчил разрезал куриный желудок и обнаружил там всё, что съела птица перед кончиной. Но это свидание с Татьяной не стало последним для Арчила, он дал девушке другой шанс и не пожалел. Ради мужа она научилась готовить лучше, чем профессиональный повар.

Арчил Гомиашвили всегда говорил, что, несмотря на то, что Остап Бендер затмил всё его творчество, он прожил счастливую наполненную жизнь, создал свой бизнес, вырастил детей, дождался внуков. Единственное, что ему не удалось, — побороть смертельную болезнь. Арчил Гомиашвили умер в 79 лет от рака.