Патриарх российского театра Петр Фоменко

Фоменко был не только знаменитым режиссером, но и выдающимся педагогом, в своем экспериментальном театре «Мастерская Петра Фоменко» вырастившим целую плеяду известных артистов и талантливых режиссеров. Среди его учеников - Сергей Женовач, Иван Поповски, Олег Рыбкин, Елена Невежина, Владимир Епифанцев, Василий Сенин, Миндаугас Карбаускис, Сергей Пускепалис, Николай Дручек, Марина Глуховская, сестры Ксения и Полина Кутеповы, Полина Агуреева, Максим Литовченко, Андрей Казаков.

   
   

 

Петр Фоменко и Полина Кутепова. Фото Владимира Вяткина (РИА Новости)

В своих редких интервью Фоменко много говорил о роли режиссера в воспитании артиста: «Театр принадлежит актерам, и они свободны при условии, что ты держишь их в ежовых рукавицах. Причем, чем больше любишь актеров, тем больше их нужно держать в руках. Тогда они свободны для творчества». Фоменко был известен за границей. Помимо Москвы и Петербурга, мэтр ставил спектакли в Париже (в том числе в прославленной «Комеди Франсез»), Зальцбурге, Вроцлаве, Тбилиси.

Но путь его на театральный Олимп, взаимоотношения с властью были непростыми: слишком новаторскими методами он пользовался, не боялся реализовывать собственные идеи, вольно интерпретировать классику. «В театре можно делать все, другое дело, что театр - это жизнь, что все эксперименты, все работы оплачиваются жизнью художника в той или иной степени. Я знаю многих представителей моего поколения, моих коллег, моих друзей, которые умирали, когда их отлучали от театра», - говорил Петр Наумович журналистам. В его жизни тоже были такие «отлучения» - в студенческой молодости его отчислили из Школы-студии МХАТ, позже советские критики называли его «осквернителем праха русской классики». У Фоменко были периоды безработицы, с поста главного режиссера Ленинградского театра комедии в начале 80-х его выдавили местные партийные бонзы. «Режиссеры любят ставить классику и пробуют прочитать ее по-своему, сообразно моменту. Раньше можно было сказать про любую постановку и про любого постановщика, что он оскверняет классику, и изничтожить его тем самым», - рассказывал Фоменко.

Патриарх российского театра Петр Фоменко. Фотолента >>

Впрочем, «изничтожить» себя Петр Наумович не позволил. Покинув Ленинград, он переехал в Москву, где работал в театре имени Маяковского, в театре Вахтангова, в собственном театре-студии, до 2003 года был профессором РАТИ (ГИТИС). За свои постановки и роль в воспитании молодого театрального поколения Фоменко получил множество наград – в том числе российские ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени и французский орден искусств и литературы. 13 июля 2012 года режиссеру исполнилось 80 лет.

Смотрите также: