Пани Моника и Люба, невеста Деточкина. Как Ольга Аросева стала знаменитой

Ольга Аросева. © / Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков, кадры из фильмов. / Коллаж АиФ

В 2012 году в Театре Сатиры выпустили спектакль «Реквием по Радамесу», рассчитанный на трех конкретных актрис — Веру Васильеву, Елену Образцову и Ольгу Аросеву. Образцовой было 73 года, Аросевой и Васильевой — по 87, и постановка Романа Виктюка была благодарностью им за преданность сцене. В этом составе «Реквием по Радамесу» играли лишь до конца сезона. Летом 2013-го у Аросевой начались серьезные проблемы со здоровьем, она впервые за многие годы службы в театре не пришла на сбор труппы. Многие из её знакомых и друзей даже не подозревали, что актриса уже несколько лет борется с раком — а она сама надеялась эту борьбу выиграть и снова выйти к зрителям. Но врачи не отпустили Аросеву в театр — сначала она лечилась дома, потом её положили в онкоцентр; переливание крови не помогло — актриса скончалась в октябре. Она не дожила до 88 лет двух месяцев.

   
   

Дочь революционера

У Аросевой была удивительная и трагическая судьба, которая оказалась тесно переплетена с судьбой страны. Её отец был видным большевиком и одним из организаторов Октябрьской революции; в 1920-е он служил в советских полпредствах за рубежом, и Ольга Александровна рассказывала, что родители зачали её в Париже. Правда, родилась она в Москве — 21 декабря 1925 года, — но росла в других странах, где работал отец. Очень яркими для неё оказались воспоминания из Праги, где её поразил спектакль «Трехгрошовая опера» по Бертольду Брехту — она испачкала своё платье, чтобы походить на главную героиню, и отправилась на улицу просить милостыню. Случился дипломатический скандал, но с тех пор родители девочки решили поощрять её страсть к актерской игре.

Вся эта идиллия оказалась не вечной. В начале 1930-х родители Аросевой развелись, и она вместе с отцом и сестрами вернулась в Москву. Отец занял высокий пост, снова женился, семье дали квартиру в Доме на Набережной; в 1935-м 10-летняя Ольга познакомилась со Сталиным, выяснила, что у него день рождения тоже 21 декабря, — и отправилась в Кремль, чтобы поздравить генсека со знаменательной датой. К Сталину её, правда, не пустили, но подарок — герань в горшке — передали. А спустя два года Александра Аросева арестовали и расстреляли; тогда это скрывали за формулировкой «десять лет без права переписки». Ольга пыталась писать Сталину — всё же они были знакомы, да и Аросев считался его другом... Но Сталин ответил отпиской, и спасти отца не удалось. Сестер спасла мать — она забрала их в свою семью и растила вместе с новым мужем. Но свой жизненный путь девочки определяли сами.

Ольга Аросева. Кадр из фильма «Драгоценные зёрна» (1948)

С началом войны семья разделилась. Мать с новым мужем уехали в эвакуацию; старшая сестра Наталья ушла на фронт переводчиком, а средняя, Елена, поступила в театральное училище. Ольгу в это училище не взяли — ей было всего 16, — но она оказалась настойчивой; сдала экзамены в цирковое училище, занималась под руководством клоуна — это было что-то вроде кружка, хотя образование там давали полноценное. Но циркачкой ей стать не довелось — Ольга всё-таки поступила в училище при театре имени Революции (сейчас — имени Маяковского) и даже проучилась там пару лет. А потом устроила то, что иначе как подлогом и не назвать, — под именем Елены сумела записаться в труппу ленинградского театра комедии, которой тогда руководил Николай Акимов, и уехала в Ленинград. И лишь в 1950-м, после вынужденного ухода Акимова, Аросева вернулась в Москву. И оказалась в театре Сатиры — уже под своим настоящим именем. Полноценного актерского образования она так и не получила — но это ей вовсе не мешало.

Сцена из спектакля Московского академического театра Сатиры «Босиком по парку» по пьесе Н. Саймона. Фото: РИА Новости/ Александр Макаров

Две победы Аросевой

В театре Сатиры Аросева прослужила 60 с лишним лет. Начинала она, разумеется, с небольших ролей, но со временем стала одной из ведущих актрис труппы. Правда, для всесоюзной известности этого было мало, но театралы Аросеву знали хорошо. Популярной её могло бы сделать кино, в котором она снималась с конца 1940-х — но там ей долго не удавалось перейти с небольших эпизодов (иногда даже без упоминания в титрах) на большие серьезные роли. Прорыв случился в 1966-м — причем одновременно и в кино, и на телевидении.

Её «крестным» оказался режиссер Эльдар Рязанов, который позвал Аросеву на роль Любы, невесты Деточкина (Иннокентий Смоктуновский) в фильм «Берегись автомобиля». Актриса рассказывала, что ей очень понравилась идея сняться вместе со своими коллегами по театру Анатолием Папановым и Андреем Мироновым — так что она даже выполнила требование Рязанова обучиться вождению троллейбуса; позже она говорила, что эти курсы были её единственным законченным образованием. Фильм вышел в прокат в мае 1966-го, и можно было сказать, что наутро Аросева проснулась знаменитой — но дело в том, что к тому времени её и так знала вся страна.

В январе 1966-го в эфир Центрального телевидения СССР вышла новая передача — «Кабачок „13 стульев“». Режиссер этой телепостановки Георгий Зелинский раньше работал в театре Сатиры, был заведующим труппой, и поэтому основной актерский состав пригласил как раз из этого театра. Аросева сыграла пани Монику — даму бальзаковского возраста, которую терроризировал её муж (заставлял есть то, что она готовила), и которая очень следила за своей внешностью. Телезрители СССР называли её пани Моникой, так что в «Берегись автомобиля» она пришла, можно сказать, звездой всесоюзного масштаба.

   
   
Актеры Ольга Аросева, Борис Рунге (слева), Спартак Мишулин (2-й справа) во время съемок телепередачи «Кабачок „13 стульев“». Фото: РИА Новости/ Палатник

Опала пани Моники

Впрочем, для неё эта популярность обернулась совсем другой проблемой. Главный режиссер театра Сатиры Валентин Плучек был очень недоволен тем, что актеры его труппы снимаются в каком-то телешоу, считал эту популярность неправильной, а в отместку якобы всячески зажимал ту же Аросеву и других артистов. Правда, есть и другая версия этой опалы — в начале 1960-х Евгений Весник серьезно повздорил с Плучеком, и тот поставил вопрос ребром: в театре остаюсь либо я, либо Весник. Актер в итоге перешел в Малый театр, но Плучек не забыл, что за Весника вступались Аросева и Зоя Зелинская — и при случае якобы отомстил обеим актрисам. Но, судя по рассказам очевидцев, в семидесятые выход Аросевой даже в небольшой роли вызывал бурные овации, которые могли остановить спектакль, — зрители очень любили «Кабачок» и пани Монику. Ну а опала со временем закончилась — она и не могла длиться вечно, не тот темперамент был у Аросевой.

Коллеги называли её «водородной бомбой», вспоминали, что она была очень активной, дружила со всеми, и все дружили с ней. При этом у неё не складывалась личная жизнь — она четырежды только официально выходила замуж, в начале 1950-х не смогла выносить ребенка и с тех пор не имела возможности родить — но придумала историю, что её травмировали во время прощания со Сталиным, на которое она не ходила. Аросева откровенно говорила, что, помимо официальных браков, у неё было и множество коротких отношений, но имена открывала неохотно и не всегда. Знакомые иногда рассказывали о её любвеобильной натуре — но неизвестно, сколько в этих рассказах правды, а сколько — выдумки. Сама она признавалась, что большую часть жизни была одинокой.

Ольга Аросева. Кадр из передачи «Кабачок „13 стульев“»

В кино она после ещё двух фильмов Рязанова — «Старики-разбойники» и «Невероятные приключения итальянцев в России» — почти и не играла, лишь появлялась иногда, но вся её основная фильмография приходится как раз на пятидесятые и шестидесятые. Да и помнили её зрители именно как Любу, невесту Деточкина, и несравненную пани Монику — следует учитывать, что у некоторых актёров нет и этого. Жила же Аросева сценой. Играла в родном театре постоянно, хотя со временем в репертуаре оставалось всё меньше и меньше спектаклей, в которых она была занята. Поэтому к постановке Виктюка Аросева и относилась так трепетно, так хотела в неё возвращаться снова и снова — но от рака ей сбежать не удалось...