Пабло Пикассо – гений или сумасшедший?

Репродукция картины Валентина (Флориана) Иосифовича Антощенко-Оленева. © / А. Чепрунов / РИА Новости

На улицах Парижа

Пабло Пикассо появился на свет 25 октября 1881 года в семье испанского преподавателя Хосе Руиса Бласко (позже Пабло возьмет фамилию матери). В свое время Хосе сильно увлекался живописью, однако дальше любительских рисунков, украшающих стены собственного дома, дело не пошло. Впрочем, несмотря на это, отец искренне считал, что талант к рисованию достался сыну именно от него. Других талантов за мальчиком замечено не было – даже к концу своего обучения в школе Пабло с трудом читал и еле-еле производил простейшие арифметические действия.

   
   

Зато его рисунки неизменно приводили в восторг каждого, кто их видел. Поняв, что единственное поприще, где их сын может чего-то достигнуть, – это живопись, родители отдали Пабло обучаться рисованию в лучшее заведение Испании – Мадридскую королевскую академию Сан-Фернандо. Однако строптивый Пикассо проучился там совсем недолго – вскоре он бросил академию и отправился покорять Париж, считая, что, только поселившись в этом богемном городе, он сумеет совершенствовать свое мастерство. Молодой художник снял комнатку на площади Равиньян в обветшавшем деревянном сарае без света и тепла. В первый же день он попытался поразить соседей собственной оригинальностью, обрядившись в рабочую спецовку и красную рубашку в белый горошек. Довершали наряд испанские сандалии с веревочными подошвами. Однако выяснилось, что соседи могли дать сто очков вперед молодому провинциалу – их наряды были еще более вычурными и нелепыми.

Впрочем, кое-кого Пикассо все-таки поразил – молодая художница Фернанда в считаные дни перебралась в его каморку. Заполучив такое сокровище, ревнивый Пикассо запирал любовницу в квартире, и она неделями не выходила из дома, пока ее возлюбленный искал подходящую натуру для своих картин. Натуру он выбирал довольно странную – Пикассо познакомился с молодым врачом-гинекологом, раздобыл где-то медицинский халат и, представляясь ассистентом доктора, посещал больницу, основными пациентками которой были проститутки, лечившиеся от «профессиональных» заболеваний. Их изможденные лица и тела со следами болезней вдохновляли художника.

Карьера Пикассо быстро шла в гору, и вскоре он сумел позволить себе переезд в более комфортное жилье. Вместе с Пикассо в новую квартиру переехали три сиамских кота, собака, обезьянка и две белые мышки. А вот Фернанде там места не нашлось – она «не гармонировала с интерьером», к тому же Пикассо уже прискучили их отношения.

Пабло Пикассо «Сон». Фото: Public Domain

Русская Кармен

Некоторое время после разрыва с Фернандой Пикассо жил холостяком, развлекаясь лишь мимолетными связями. Все изменилось весной 1917 года, когда художника пригласили создать декорации и костюмы для труппы русского балета, гастролировавшего по Европе. Молоденькая танцовщица из кордебалета Ольга Хохлова поразила воображение Пикассо. Его не раз предупреждали, что русские девушки сильно отличаются от ветреных парижанок и что единственный способ заполучить Ольгу – это жениться на ней. Летом 1918 года Пабло Пикассо и Ольга Хохлова обвенчались. В первую брачную ночь Пикассо был страшно удивлен – он никак не предполагал, что его невеста сохранила девственность. После свадьбы Ольга оставила балет и переехала в шикарную двухэтажную квартиру художника.

Довольно быстро Пикассо начал понимать, что они с женой – разные люди. Даже рождение сына Поля не смогло оживить его чувства. Пикассо завел интрижку на стороне. «Интрижку» звали Мария-Тереза Вальтер. Узнав об измене, оскорбленная Ольга ушла от мужа. Однако когда Пикассо попросил у нее развода, она ответила отказом, сказав, что по-прежнему любит его. Это заявление вызвало приступ ярости у художника. «Ты любишь меня как кусок курицы, стараясь обглодать его до кости!» – кричал он в ответ. Пытаясь досадить жене, Пикассо изображал ее то в виде лошади, то в виде старой мегеры. Ольга злилась, но не оставляла попыток вернуть мужа. Они уже долгое время не жили вместе, но Хохлова постоянно устраивала «случайные» встречи, во время которых бежала за Пабло по улице, крича: «Ты не можешь делать вид, что меня не существует! Мне надо сказать тебе что-то важное!» Но Пикассо ни разу не обернулся и не ответил.

После того как Пикассо раcстался с женой (официального развода он так и не получил), Мария-Тереза Вальтер родила ему дочь Майю. Вместо того чтобы дать ребенку свою фамилию, художник стал крестным девочки, а вскоре и вовсе исчез из жизни Марии-Терезы.

   
   
Портрет Гертруды Стайн работы Пабло Пикассо, 1906 год. Фото: Public Domain

Красавицы и чудовище

Красивые женщины окружали Пикассо всю жизнь. Ему могло быть 40 или 50, но им никогда не было больше 30. Он ценил их, как ценят красивые вещи, а их чувства мало волновали художника. К примеру, когда очередная фаворитка Дора Маар пришла к художнику за поддержкой – у Доры умерла мать – он немедленно заставил ее позировать. Пикассо был уверен, что слезы делают лицо Доры необыкновенно выразительным.

Следующую женщину, юную художницу Франcуазу Жило, Пикассо уговорил бросить живопись и родить ему детей. После того как Франсуаза подарила Пикассо сына Клода и дочь Палому, он полностью охладел к ней. Франсуаза ушла от него в 1953 году, и Пабло даже не попытался ее удержать. Единственной его реакцией на ее сообщение об уходе была фраза: «Вот дерьмо».

Последней любовью великого Пикассо стала Жаклин Рок. Ему было 72, ей – 27. К тому времени Пабло Пикассо уже был свободен – Ольга Хохлова скончалась от рака в городской больнице. На похороны пришли только ее сын и несколько друзей.

В 1961 году Пикассо и Жаклин сыграли свадьбу. Впрочем, настоящей свадьбой эту церемонию назвать было трудно. Пили только воду, ели курицу, оставшуюся со вчерашнего дня. Дальнейшая жизнь супружеской четы тоже отличалась скромностью и уединением. Жаклин такое положение дел вполне устраивало – ей не хотелось ни с кем делиться своим сокровищем. В их доме царил настоящий культ Пикассо. Жена называла его исключительно монсеньор или ваша светлость. Когда в дом приходили дети художника, Жаклин могла абсолютно серьезно сказать им: «Как вы можете смотреть в окно, когда в комнате солнце и наш король – монсеньор Пикассо?!» Поначалу Пикассо казалось, что такое поклонение отдает чем-то нездоровым, но со временем он привык и даже вошел во вкус. Теперь он считал, что так к нему должны относиться все без исключения. Жаклин удалось поссорить его с детьми и внуками, убедив художника, что они хотят лишь получить его наследство. Пока его дети пытались свести концы с концами, Пикассо похвалялся, что может покупать себе дома «за три дерьмовые картинки, намалеванные вчера», и платить за шикарные банкеты в ресторане, лишь расписавшись на салфетке.

Фото: www.globallookpress.com

Возможно, кому-то действительно не терпелось попользоваться наследством художника, однако его смерть потянула за собой целую череду несчастий. Незадолго до кончины Пикассо сказал: «Я как большой корабль. Когда он тонет, все вокруг затягивает в воронку».

Пабло Пикассо скончался 8 апреля 1973 года. Ему был 91 год. Паблито, внук его и Ольги Хохловой, умолял разрешить ему присутствовать на похоронах деда, однако Жаклин ответила отказом. В день похорон Паблито выпил флакон с деколораном – обесцвечивающей химической жидкостью. Когда его доставили в больницу, врачи констатировали, что он сжег себе все внутренности. Три месяца в нем поддерживали жизнь, но спасти Паблито не удалось.

6 июня 1975 года от цирроза печени, вызванного алкоголем и наркотиками, в 54-летнем возрасте умер сын художника Поль Пикассо.

В октябре 1977 года в гараже своего дома в средиземноморском городке Жуан-ле-Пен повесилась Мария-Тереза Вальтер, которой было 68 лет. Накануне открытия очередной выставки художника в Мадриде 15 октября 1986 года в 3 часа утра в своей кровати застрелилась Жаклин Пикассо. Дора Маар закончила свои дни в психиатрической лечебнице.