Отпуск от патриотизма. Режиссер Бекмамбетов улетел от «Елок» к пальмам

Тимур Бекмамбетов. © / Maksim Konstantinov / www.globallookpress.com

Поступки той части отечественной интеллигенции, которая на фоне специальной военной операции либо пытается отсидеться в кустах, либо открыто принимает сторону неонацистов под видом пацифизма, были предсказуемы.

   
   

«Мир развалился за одну ночь»

Для тех, кто внимательно следил за деятельностью культурного бомонда, фига в кармане творцов секретом не являлась.

60-летний Тимур Бекмамбетов — один из наиболее известных и титулованных отечественных режиссеров нового времени, который преуспел как здесь, так и в Голливуде. Начинавший когда-то как автор креативных рекламных роликов, он в начале 2000-х прогремел с «Дозорами» по произведениям Сергея Лукьяненко, запустил на орбиту новогоднюю сагу о «Елках», а в Голливуде снимал «Президента Линкольна: Охотника на вампиров» и «Бен Гура».

Творчество Бекмамбетова может нравиться или нет, но отрицать его талант и способности успешно работать в различных условиях нельзя.

После начала специальной военной операции режиссер и продюсер дал интервью журналу Deadline, в котором, в частности, сказал: «Душераздирающе видеть, как мир, в котором мы привыкли жить, развалился за одну ночь». Бекмамбетов заявил, что сейчас работает над документальным проектом, посвященным тому, как конфликт развивается в цифровой сфере. Также он провел параллели между тем, что происходит сейчас, и вводом советских войск в Афганистан.

Что касается намерения европейских кинофестивалей отказаться от российских картин, то, по мнению Бекмамбетова, такая реакция «эмоциональная, искренняя и разумная»: «Возможно, сейчас не самое подходящее время для фестивалей. Когда на Украине льется кровь, европейские фестивальные кроваво-красные ковровые дорожки приобретают зловещий смысл».

«В плановом отпуске»

Вроде как и не назовешь данные высказывания полным осуждением действий России, но это уж точно не поддержка. Да и странно слышать о «мире, развалившемся в одну ночь». Разве Бекмамбетов не видел сожженного одесского Дома Профсоюзов, не знает об Аллее ангелов в Донецке, о восьми годах кровоточащей раны Донбасса? Или, как говорится, «это другое»?

   
   

Как написал Deadline, интервью Бекмамбетов давал из Израиля. Там же сейчас оказалась и его супруга, помощник президента Республики Татарстан Наталия Фишман-Бекмамбетова. Причем в республике отъезд госпожи Бекмамбетовой напрямую связывают с началом специальной военной операции.

Сама она, правда, это отрицает. В комментарии изданию «Вечерняя Казань» супруга режиссера заявила: «С 20 февраля я нахожусь в Израиле в плановом, заранее согласованном еще в январе с президентом Рустамом Нургалеевичем Миннихановым отпуске по состоянию здоровья. Слухи и домыслы комментировать смысла не вижу».

При этом пользователи соцсетей углядели на странице у госпожи Фишман-Бекмамбетовой черный квадрат, который используют сейчас новоявленные пацифисты. Но дело, конечно, не в нем.

Гора, родившая мысль: странный фильм о настоящем герое

Супружеский дуэт Бекмамбетовых убыл в Землю Обетованную, где сейчас оказалась значительная часть российской творческой элиты. Внезапно случился сезон отпусков, причем одни деятели на отдыхе открыто осуждают Россию, а другие либо отмалчиваются, либо, подобно Бекмамбетову, заявляют нечто общечеловеческое.

Но дело в том, что позиция Бекмамбетова по вопросу любви к Родине была четко обозначена еще год тому назад.

В апреле 2021 года на российские экраны вышел фильм «Девятаев», посвященный подвигу советского летчика Михаила Девятаева, который в феврале 1945 года с группой военнопленных совершил уникальный в своем роде побег на самолете с немецкого секретного полигона Пенемюнде. Бекмамбетов выступил в качестве режиссера и продюсера картины.

Подвиг Михаила Девятаева был хорошо известен в советские годы, но сейчас, к сожалению, о нем помнят гораздо меньше. И лента, как предполагалось, должна была стать настоящей одой реальному герою.

Получилось, мягко говоря, не очень. При более чем 600-миллионом бюджете в прокате «Девятаев» собрал чуть более 300 миллионов. И есть подозрение, что произошло это из-за фальши, заложенной в сюжете.

«По справедливости, тут его друг-предатель, в общем-то, был, наверное, прав»

В картине антиподом главного героя становится его друг, Николай Ларин. Его, как и самого Девятаева, сбивают немцы, но Ларин переходит на сторону врага. И очень долго и упорно склоняет к тому же самому Девятаева, убеждая, что дома его не ждет ничего хорошего.

В истории реального Девятаева никакого Ларина и его прототипа не существовало, предателей он презирал и никакой рефлексии относительно них не испытывал. Ларин — это отражение мыслей господина Бекмамбетова, который в беседе с Дмитрием «Гоблином» Пучковым заявил следующее: «Справедливость и честь — вещи разные, как я выяснил, делая этот фильм. По справедливости, тут его друг-предатель, в общем-то, был, наверное, прав... Был приказ, по которому все они считались изменниками Родины, семьи подлежали всяческим ущемлениям в правах, человек попадал в тюрьму или под расстрел... Мы судить не можем людей того времени ни с одной, ни с другой стороны».

Опустим тот факт, что режиссер транслирует давно развенчанный фейк о том, что всех советских военнопленных считали изменниками Родины. Но вот некая правота «друга-предателя» — это уже оправдание власовцев, бандеровцев и всех прочих коллаборационистов.

И самое подлое, что Бекмамбетов вкладывал это в уста кино-Девятаева: «Я, наверное, никогда не узнаю, почему мне вдруг поверили. Может, потому, что сменилось время. А может, потому, что я не предал друга. Прошлые ошибки забудутся, а подвиги останутся. Ведь ошибки надо уметь прощать, а подвиги помнить».

«Они не гнушались никакими средствами, вплоть до гнусного обмана»

Уметь прощать, простите, что? Созданный Бекмамбетовым Ларин не просто выживает у немцев — он хладнокровно убивает советских военнопленных, он воюет на гитлеровской стороне. По такой логике, надо простить украинским коллаборантам сожжение Хатыни, да и вообще все совершенные ими преступления — как сказал Бекмамбетов, они «по справедливости, в общем-то, наверное, правы»?

А теперь цитата из самого Девятаева, из его книги «Побег из ада»: «Эсэсовцы из кожи лезли, стараясь сломить нашу волю к сопротивлению, поколебать веру в победу Советской Армии. Для достижения этой цели они не гнушались никакими средствами, вплоть до гнусного обмана: официально объявляли, что Советская Армия уже разбита и как таковая больше не существует, что немцы вылавливают сейчас остатки разбитых армий, которые остались без командования и связи между собой, не сегодня-завтра Советский Союз потерпит полный крах. Хорошо помню разговор с гитлеровским офицером, который допрашивал меня без переводчика — сам хорошо владел русским языком. Этого разведчика больше всего интересовали сведения о нашей боевой технике. Я наотрез отказался отвечать на его вопросы. Тогда он заявил:

— Чего ты упираешься? Всё равно мы победим!

— Как же вы победите, если отступаете на всех фронтах под ударами наших войск? — засмеялся я.

— Мы отступаем временно, чтобы сократить линию фронта. Скоро начнем большое наступление. У нас изготовлено новое оружие, перед которым советским войскам не устоять...

— Никакое оружие не сдержит натиска нашей армии, — доказывал я ему».

То, что Девятаев говорил именно так, подтверждают сохранившиеся немецкие протоколы его допросов в плену.

Шкурники за спинами героев

И вот этому советскому герою, настоящему человеку режиссер картины приписал хроническую рефлексию перед предателем. Но это не мысли Девятаева, это мысли и поступки Бекмамбетова.

По сути дела, в яркую обертку под видом патриотизма завернули оправдание гнуснейшего предательства и все это прикрыли именем Героя Советского Союза.

После этого кого-то удивляет, что с началом новой жестокой драки с нацизмом господин Бекмамбетов удалился греться на курортах Израиля?

Самое страшное не в этом. Автор картины «Девятаев» явно рассчитывает вернуться впоследствии к государственной кормушке, к государственному финансированию своих шедевров. Ведь здесь же остались друзья и покровители, которые готовы понять и простить, как сам Бекмамбетов понял и простил гитлеровских коллаборантов.

Многие, конечно, и здесь ничего не заметят. Ведь у них в жизни нет вещей важнее, чем булочка и трамвайчик.