Отказала, да не тому. Почему Ирина Апексимова не стала «маленькой Верой»

Ирина Апексимова в роли Дездемоны в сцене из спектакля «Отелло» по одноименной пьесе Уильяма Шекспира в постановке режиссера Андрея Гончарова в Московском театре на Таганке. Ноябрь 2020 года. © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

13 января отмечает юбилей актриса Ирина Апексимова. Сегодня она в основном выступает в одной роли: директора Театра на Таганке. Но были в ее карьере совсем другие эпизоды и амплуа.

   
   

Успех прошел мимо

Мало кто знает, что в фильме «Маленькая Вера», ставшем киносимволом перестроечного времени, главную роль должна была исполнить Апексимова.  Именно её за яркость натуры утвердил режиссёр Василий Пичул, после того как худсовет зарубил ему кандидатуру Яны Поплавской. Но Апексимова в качестве своего кинодебюта выбрала другую роль. Тогда она получила ещё одно предложение: сняться в психологической драме Виктора Трегубовича «Башня». Состав в той картине был звёздным: Георгий Бурков, Сергей Сазонтьев, Раиса Рязанова. Поэтому от роли у режиссёра-дебютанта Пичула Апексимова в итоге отказалась. И, как показало время, сделала это напрасно. Премьера «Башни» и кинематографический дебют Апексимовой прошли незамеченными, а вот картина, в которой сыграла на тот момент никому не известная молодая артистка Наталья Негода, вызвала невероятный резонанс: «Маленькую Веру» посмотрели 55 миллионов зрителей. Исполнителей главных ролей — Негоду и Андрея Соколова — сразу окрестили «секс-символами перестройки».

Как позже признавалась Апексимова, увидев такой оглушительный успех «Маленькой Веры», она расстроилась: «Скажу честно, я переживала». Более того, она даже не захотела смотреть фильм Пичула: «Увидела его через несколько лет, в записи». «Не знаю, как сложилась бы моя судьба, если бы я играла в этой роли», — сказала Апексимова в одном из своих интервью.

Героиню пришлось убить

И всё же у Апексимовой появился другой шанс прославиться на всю страну: в криминальной драме «День рождения Буржуя» она сыграла Амину Коваленко, супругу главного героя. Кстати, экранный муж Валерий Николаев был её законным супругом и в жизни: они поженились в 1988 году. В 1994 году у них родилась дочь Дарья.

Валерий Николаев и Ирина Апексимова с дочерью. 2008 г. Фото: www.globallookpress.com

Несмотря на популярность «Дня рождения Буржуя», в продолжении сериала Апексимова сниматься наотрез отказалась. На уговоры всей съемочной группы актриса не поддалась, поэтому сценаристы во втором сезоне «убили» её героиню Амину. Причиной столь категоричного отказа было расставание с мужем, у которого на съемках закрутился роман с актрисой Дарьей Поверенновой: она играла сестру Буржуя. В 2000 году Николаев и Апексимова развелись.

Как рассказывала в одном из своих интервью Повереннова, сейчас они с Ириной «прекрасно общаются». «Правда, был один момент, — рассказывала Дарья. — Мы оказались с ней в одном проекте. И она сказала, что рада за меня, что я тоже выбралась из этого „капкана“. Мы тогда с ним уже расстались».

Напомним, что через два года отношений Николаев ушёл от Поверенновой к певице Татьяне Овсиенко. Сегодня же он женат на цирковой артистке Эльмире Земсковой и вместе с ней ходит на премьеры в Театр на Таганке, который возглавляет… Апексимова.

   
   
Директор Театра на Таганке, актриса Ирина Апексимова с дочерью, актрисой Дарьей Авратинской. 2020 г. Фото: РИА Новости/ Екатерина Чеснокова

Сменила амплуа

Цель Апексимовой — превратить Таганку из социального театра в площадку, модную не только у простого народа. Так, в 2017 году в репертуаре появился музыкальный триллер «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит», билеты на который стоили немалых денег. «Зрители сидят за столами, а вокруг них происходит действо. Модное нынче слово „иммерсивный“ — это будет первый в России иммерсивный мюзикл!» — рассказывала Апексимова. И всё же традиции легендарной Таганки Апексимова сохраняет. Например, в юбилей режиссера Юрия Петровича Любимова театр «в связи с тем, что театр для него был прежде всего народным, доступным каждому», в режиме нон-стоп показывал спектакль «Добрый человек из Сезуана», с которого началась история Таганки. «Его до сих пор играют артисты из первого состава. Милости просим всех!» — говорит Апексимова. 

А под конец 2020 года Апексимова была назначена директором театра «Содружество актёров Таганки» (САТ), который образовался в 1993 году после раскола Таганки. Жанна Болотова, вдова Николая Губенко, который бессменно руководил САТ, рассказывала после его смерти «АиФ», что режиссёр был против слияния двух Таганок: слишком разошлись пути двух театров в последние годы.

Как рассказали «АиФ» в «Содружестве актёров Таганки», в связи с назначением Апексимовой на пост директора театра «они все находятся в ожидании». Подождем и мы. И будем надеяться, что в этом амплуа Апексимова еще себя покажет.