От славы до тюрьмы. Извилистый путь Георгия Юматова

Георгий Юматов в фильме «Офицеры», 1971 год. © / Кадр из фильма

Кто мог предположить в то золотое для актёра время, что пройдут годы — и его практически забудут. И даже в день 70-летнего юбилея о Юматове вспомнит лишь одна газета…

   
   

«Симпатичный морячок»

Георгий Юматов, 1943 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Георгий Юматов родился 11 марта 1926 года в Москве. С ранних лет Жора мечтал о карьере моряка, хотя моря никогда не видел. Для достижения своей цели он сделал немало — отлично учился, увлекался боксом и лёгкой атлетикой. В 1941 году Юматов поступил в военно-морскую школу, откуда и ушёл на фронт в возрасте 16 лет. В 1942 году Жора был зачислен юнгой на торпедный катер «Отважный», а через год уже стал рулевым. В составе Азовской, а потом и Дунайской флотилии участвовал в освобождении Измаила, Бухареста, Будапешта и Вены, за что был награждён офицерским орденом Ушакова. Жоре невероятно везло — много раз он был на грани гибели, но всякий раз удача и провидение спасали его от верной смерти.

После возвращения в Москву в мае 1945 года Юматов совершенно случайно попадает на съёмочную площадку фильма «Весна». Рассказывают, что знаменитый уже тогда режиссёр Григорий Александров приметил симпатичного моряка в кафе, где обедал с супругой Любовью Орловой. «Попросите молодого человека подойти к нашему столику», — обратился он к официанту. Тот передал просьбу будущей звезде кинематографа, но Юматов лишь недоумённо спросил: «Григорий Александров? А кто это?». Но просьбу режиссера всё-таки выполнил, к столику подошёл и получил эпизодическую роль помощника гримёра в новой картине. Герой Юматова должен был подойти к креслу, в котором сидела Орлова, и спросить: «Разрешите?», после чего стянуть белой лентой волосы актрисы, чтобы они не мешали накладывать грим. Вот и вся роль, но именно после неё и началось восхождение бывшего матроса Жоры Юматова к вершине славы.

Кадр из фильма «Весна», 1947 год. Георгий Юматов — в центре. 

Когда Сергей Герасимов набирал новый курс во ВГИК, Александров порекомендовал ему прослушать Юматова. Герасимов прослушал и вынес свой вердикт: «Мне его учить нечему!». Он сразу взял одарённого юношу в свою новую картину «Молодая гвардия», в которой снимал почти всех своих студентов. Там же, на съёмочной площадке, Юматов встретил свою будущую жену — Музу Крепкогорскую.

Капризная Муза

Муза Крепкогорская. Фото: Public Domain

Георгий по уши влюбился в весёлую и общительную блондинку, гордость курса, и в 1947 году они сыграли свадьбу с невероятно широким для студентов размахом — на 40 человек.

Семья Музы ранее принадлежала к дворянскому сословию, отец её был музыкантом и аккомпанировал самому Шаляпину. В 30-е годы, во время массовых арестов, отец девушки как бывший дворянин ожидал, что со дня на день придут и за ним. Нервы не выдержали — не дожидаясь прихода сотрудников НКВД, он покончил с собой. Для семьи наступили трудные времена, Музе пришлось подрабатывать лаборанткой, но она ни на секунду не оставляла своей мечты стать актрисой. Ей удалось поступить во ВГИК на курс Сергея Герасимова и сняться в знаменитой «Молодой гвардии». Правда, в роли предательницы Лазаренко. Именно этот факт своей биографии Муза впоследствии считала началом неудач в карьере, да и во всей жизни. Ей казалось, что если бы она сыграла Любку Шевцову (роль досталась Инне Макаровой), всё повернулось бы совсем по-иному и впоследствии её бы ждал оглушительный успех.

Раздражение Муза срывала на муже, любившем её без памяти и выполнявшем любое её желание и каприз. К тому времени карьера Юматова пошла резко вверх, он был очень востребован советскими режиссёрами, но зачастую ставил им условие: вместе с ним в картине должна обязательно сниматься и «Музок» (так Юматов звал жену).

   
   

Популярность Георгия к тому времени выросла невероятно. После вышедших на экран в 1956 году картин «Разные судьбы» Леонида Лукова и «Они были первыми» Юрия Егорова к Юматову пришла всесоюзная слава. Гонорары актёра стремительно увеличивались, но все они уходили на прихоти любимой супруги.

Георгий Юматов в фильме «Разные судьбы», 1956 год .

Муза не считала денег. Она обожала хорошо одеваться, устраивать бесконечные вечеринки с дорогими закусками и напитками, добывать которые отправляла мужа — знаменитого артиста. «Жорж ещё заработает!» — беззаботно говорила Муза, и муж действительно зарабатывал ещё и ещё. При этом он сам стирал, готовил и убирал — у любящей супруги на это не было ни времени, ни желания.

Георгий очень хотел иметь ребёнка, но желание мужа Музой в расчёт не принималось. «А вдруг в тот момент, когда я забеременею, мне предложат самую главную роль в моей жизни?!» — заламывая руки, плакала она и делала аборт за абортом.

Последний аборт на позднем сроке лишил её навсегда возможности иметь детей. После этого случая Георгий в первый раз серьёзно сорвался и ушёл в запой.

Муза Крепкогорская в фильме « Не может быть!», 1975 год.

От запоя до запоя

Всенародная слава не всегда и не всем идёт на пользу. Совсем как хоккеисту Гурину из фильма «Москва слезам не верит», Юматову предлагали выпить и знакомые, и незнакомые, и свои, и чужие. «Жора, уважь, не откажи!». Жора уважал и не отказывал. Да и действительная причина выпить всегда находилась — в  семье его было не всё благополучно. После истории с последним абортом Георгий не развёлся, но несколько лет прожил с женой врозь. 

Это был период жизни «в отрыв», время весёлых кутежей в компаниях, время, когда романы с многочисленными женщинами сменялись драками с их мужьями. По словам людей, знавших Юматова, в нём не было никакой рисовки, высокомерия или звёздной болезни, зато была пропасть мужского обаяния и харизмы. Женщины не давали ему прохода, мужчины набивались в друзья и партнёры по кутежам.

Через какое-то время Юматов помирился с Музой, они въехали в большую квартиру возле метро «Аэропорт». На широких просторах кооператива страсть Музы к новым вещам проявилась с новой силой. Вместе с близкой подругой, актрисой Аллой Ларионовой, она пропадала в антикварных салонах, где скупала самые дорогие и оригинальные вещи. Возобновились шикарные вечеринки. Муза приглашала в гости всех, с кем в то или иное время работал её муж, напитки лились рекой. Неудивительно, что срывы Георгия стали случаться всё чаще и чаще.

Муза Крепкогорская в фильме «Москва слезам не верит», 1979 год. Знавшие её утверждают, что в этом фильме актриса сыграла фактически саму себя — настолько героиня по поведению была похожа на саму Музу. 

Режиссёры молились, чтобы съёмки их картин пришлись на межзапойный период, но это не всегда удавалось. При съёмках «Белого солнца пустыни» на роль красноармейца Сухова режиссёр Мотыль без проб утвердил Юматова, но предупредил: «Смотри, сорвёшься — отдам роль другому!». Георгий очень хотел сыграть именно эту роль, он даже сам придумал костюм своего персонажа и отдельные реплики. Но незадолго до начала съёмок на машине разбился его друг — режиссёр Курихин. Машину эту для Курихина «пробивал» сам Юматов, и на поминках кто-то из присутствовавших бросил неосторожную фразу: «Если бы не ты со своей машиной — Курихин был бы жив». Георгий не выдержал, «развязал». И лишился такой желанной роли.

Георгий Юматов в фильме «Офицеры», 1971 год 

Если на стене висит ружьё…

После оглушительного успеха фильма «Офицеры» в 1971 году, в котором Юматов сыграл одну из главных ролей (красного командира Алексея Трофимова), актёр снялся во многих фильмах. Но ни один из них не принёс ему ни морального удовлетворения, ни успеха. В общественной деятельности он тоже не преуспел — будучи человеком взрывного темперамента и редкой прямолинейности, Георгий не мог найти общего языка в чиновничьей среде. Будучи фронтовиком и имея боевые награды, в ряды КПСС он так и не вступил. Карьера Юматова постепенно пошла на убыль, хотя актёр и снялся в популярных кинокартинах «Петровка, 38» и «Огарёва, 6», вышедших в 1980 году. Достойных предложений больше не было, инфляция «сожрала» накопления, из Театра киноактёра его с женой «попросили». Осталась лишь нищенская пенсия и президентская премия. Георгий и Муза стали продавать вещи из дома, чтобы как-то сводить концы с концами. Юматов сыграл в нескольких незначительных эпизодах, но прежнего успеха они ему не принесли.
Георгий Юматов в фильме «Петровка, 38», 1980 год.

Однако в 1994 году Георгий Юматов вновь заставил говорить о себе. 6 марта умерла его любимая собака Фрося, прожившая с ним 11 лет. Георгий позвал дворника-азербайджанца помочь её похоронить. После похорон они поднялись в квартиру, чтобы помянуть четвероногого друга. Нет точных сведений, что же случилось потом. По словам самого Юматова, дворник выразил сожаление, что в Великой Отечественной войне победила не Германия. Актёр сорвал со стены ружьё и выстрелил в упор.

Если бы Георгий Александрович не был бы любимым артистом миллионов зрителей, его бы могли посадить на 10 лет. А так он просидел в «Матросской тишине» около двух месяцев и попал под амнистию к 50-летию Победы. Но этот случай подорвал и без того не самое крепкое здоровье актёра. Врачи обнаружили у Георгия Александровича аневризму брюшной аорты, ему пришлось лечь на тяжелейшую операцию. Через год кровотечение открылось вновь, но от повторной операции актёр отказался.

Георгия Юматова не стало 4 октября 1997 года. Проститься с ним на Ваганьковское кладбище пришло огромное количество людей. «Я знала, что Жоржик популярен, но не знала, что настолько», — сказала его вдова Муза Крепкогорская.

Только после смерти Юматова Муза наконец осознала, что была всю жизнь за ним как за каменной стеной. Она пережила мужа всего на два года.

Надгробный памятник Георгия Юматова, Музы Крепкогорской и Лидии Крепкогорской (матери Музы) на Ваганьковском кладбище. Фото: Commons.wikimedia.org/ Сергей Семёнов