От мафиозо к солдату. Как Аль Пачино добивался взаимности от киноакадемии

Аль Пачино. © / Mayer/face to face / www.globallookpress.com

В актерской профессии признание не всегда означает россыпь наград на каминной полке. Лишь несколько лет назад, например, счастливо разрешилась многолетняя история с Леонардо Ди Каприо, которого члены Американской киноакадемии словно нарочно обходили своими наградами. Впрочем, «Оскар» вообще в этом отношении очень показателен: многие известные и популярные актеры так и не получили ни одного приза, а британец Питер О’Тул вообще попал в анналы премии, заработав восемь номинаций и не выиграв ни разу.

   
   

Список таких «счастливчиков» едва не пополнил и американец Аль Пачино (полное имя — Альфредо Пачино). Он родился 25 апреля 1940 года, в детстве был настоящим хулиганом, но, когда решил стать актером, добился своего, пройдя путь из нью-йоркского театрального андеграунда до подмостков Бродвея. Тогда же он начал играть в кино, и уже одна из первых больших ролей — Майкл Корлеоне в «Крестном отце» — принесла Аль Пачино номинацию на «Оскар». Тогда он заветную статуэтку не получил, а вообще его путь к «Оскару» продолжался целых двадцать лет.

«Крестный отец» и «Крестный отец 2», 1972 и 1974

В истории «Оскара» очень редко случалось так, чтобы один актер дважды получал номинации на премию за одну и ту же роль. Первым был Бинг Кросби с ролью священника Чака О`Молли: в 1945-м он получил приз за фильм «Идти своим путём», а в 1946-м попал в номинацию за продолжение этой истории, картину «Колокола Святой Марии». Вторым этот путь прошел О’Тул: он играл короля Генриха II в исторической драме «Бекет» 1964 года и в экранизации пьесы Джеймса Голдмена «Лев зимой» (1968). Обе роли принесли ему по номинации. Для Аль Пачино такой работой стала роль итальянского гангстера Майкла Карлеоне в двух фильмах Фрэнсиса Форда Копполы. На первую церемонию, кстати, Пачино не явился: обиделся, что его номинировали как актера второго плана. Позже он несколько стыдился своего демарша. Любопытно, что за третью часть, которая вышла в 1990 году, Пачино на премию не выдвинули.

«Серпико», 1973

В промежутке между двумя «Крестными отцами» Аль Пачино успел побывать на другой стороне закона: в фильме Сидни Люмета он сыграл полицейского Фрэнка Серпико, который отчаянно борется с коррупцией среди своих коллег. Эта картина получила две номинации на «Оскар» (одну — для Пачино, другую — за сценарий), но не выиграла ни одной. Впрочем, Аль Пачино утешился первым в своей карьере «Золотым глобусом» и кучей других престижных премий.

«Собачий полдень», 1975

Еще один фильм Сидни Люмета, в котором, правда, Аль Пачино досталась роль плохого (но не слишком) персонажа. Картина основана на истории настоящего ограбления банка, которое совершил в 1972 году Джон Войтович (в фильме его назвали Сантино Ворцик). Войтович пошел на преступление, чтобы оплатить операцию по смене пола своей жене. Ограбление провалилось, Войтович с сообщником были арестованы, он получил 20 лет лишения свободы (отсидел, впрочем, всего шесть). Права на историю и на использование образа были куплены Люметом честь по чести. Кроме того, ему достался процент от прибыли (фильм заработал в прокате $50 млн при бюджете в $1,8 млн): этих средств хватило, чтобы всё же оплатить операцию. Ну а Аль Пачино роль этого вынужденного грабителя принесла еще одну номинацию на «Оскар» — и снова обошлось без награды.

«Правосудие для всех», 1979

Со стороны этот вал номинаций выглядит так, словно Аль Пачино в 1970-е приходилось ходить на оскаровские церемонии как на работу. В юридической драме Нормана Джуисона, известного канадского режиссера (он поставил фильм по рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда»), Пачино досталась роль, похожая на его же роль в «Серпико»: он сыграл адвоката, который тщетно пытается добиться того, чтобы правосудие ко всем относилось одинаково. Итог — еще одна номинация на «Оскар», актер снова не выиграл.

«Дик Трейси», 1990

В 1990 году Аль Пачино сыграл гангстера не только в третьем «Крёстном отце», но и в экранизации комикса про суперполицейского, который борется со злом в Чикаго 1930-х. Роль этого полицейского получил Уоррен Битти, а вот Пачино достался главарь банды Биг Бой Каприс. Сыграл он его настолько талантливо, что получил номинацию на премию Американской киноакадемии. Хотя, возможно, со стороны академиков это была компенсация за игнорирование актера в триквеле «Крестного отца».

   
   

Фотогалерея: Девять жизней Аль Пачино: досье на персонажей

«Запах женщины», 1992

В принципе, в тот год Аль Пачино два раза упоминался в оскаровских списках: вторую номинацию он получил за драму Джеймса Фоули «Американцы». Но именно «Запах женщины» Мартина Бреста стал той соломинкой, которая сломила волю киноакадемиков к сопротивлению обаянию Пачино. Впрочем, не исключено, что они всего лишь дожидались, когда актер сыграет полностью положительного персонажа в доброй истории, и новая экранизация романа Джованни Арпино «Мрак и мёд» (предыдущую снял в Италии в 1974 году Дино Ризи) идеально подходила под эти требования. История слепого подполковника Фрэнка Слэйда (Аль Пачино) и его «сиделки», старшеклассника Чарли (Крис О’Доннелл), несмотря на определенные трагические обстоятельства, получилась очень доброй. Ну а Пачино наконец получил свой «Оскар» спустя двадцать лет после первой номинации.

Бонус: «Ирландец», 2019

Забавно, но после «Запаха женщины» Американская киноакадемия словно забыла о существовании Аль Пачино: мол, твоё дело сделано, пора уступить дорогу молодым, например, Ди Каприо (ему, кстати, пришлось ждать своего «Оскара» 22 года). При этом другие премии про Аль Пачино не забывали: так, на «Золотой глобус» он получал номинации достаточно регулярно, правда, за работу на телевидении. Но в 2020 году Аль Пачино вернулся: он сыграл в фильме Мартина Скорсезе «Ирландец», причём с помощью компьютерных технологий ему удалось изобразить своего персонажа — профсоюзного лидера Джимми Хоффу — сразу в нескольких временных периодах. Самоотверженность актера заслужила поощрения (отсюда номинация), но на прорыв не тянула. «Оскар» за роль второго плана в 2020-м ушел, кстати, Брэду Питту, который тоже достаточно долго мучился без актерской награды от киноакадемии: целых 24 года, с фильма «12 обезьян». Впрочем, продюсерский «Оскар» у Питта был (за «12 лет рабства»), и он, хочется надеяться, немного скрасил ему ожидание заветного приза.