От интердевочки до майора. Почему Елена Яковлева не боится рисковать

Елена Яковлева. © / www.globallookpress.com

Сегодня 55-летняя актриса театра и кино Елена Яковлева так же востребована, как и 30 лет назад — когда её блестящей карьере завидовали многие советские артисты. АиФ.ru рассказывает, почему успех Яковлевой не счастливая случайность, а тяжёлый труд.

   
   

Слёзы ГИТИСа

С самого детства Яковлева хотела связать свою жизнь со сценой. Даже в школе на выпускном вечере в бутылку из-под шампанского она положила записку с желанием: «Хочу стать знаменитой актрисой». И стала, но сначала ей пришлось поработать библиотекарем, картографом и даже комплектовщицей на Харьковском заводе электроаппаратуры. Как только Яковлева накопила немного денег, она решила осуществить заветную мечту — переехать в Москву и поступить в ГИТИС.

Во время вступительных экзаменов народная артистка произвела неизгладимое впечатление на приёмную комиссию. Сперва Яковлева прочла отрывок из «Воскресения», строго следуя тексту Толстого: «Катюша Маслова рухнула на колени», — и в подходящий момент тоже упала. Пол оказался с гвоздями, и от боли в глазах юной актрисы выступили слёзы.

Затем была басня, декламируя которую, Яковлева изображала ворону, прыгая на стуле, и даже умудрилась в нём застрять. А когда дело дошло до лирического фрагмента, председатель и члены приёмной комиссии, вытирая слёзы от смеха, попросили её не продолжать.

Елена Яковлева. Фото: www.globallookpress.com

Баба в телеге

Сразу после окончания ГИТИСа Яковлеву приняли в один из ведущих театров Москвы — «Современник». Где за включение её в труппу единогласно проголосовали все члены художественного совета во главе с Галиной Волчек — редчайший случай. Тем не менее самую первую роль актрисы в этом театре большой удачей не назовёшь. Игорь Владимирович Кваша пригласил Яковлеву играть маленькую роль в спектакле «Дни Турбиных». Задача у начинающей актрисы была простая: сидеть в телеге и кричать, когда к ней подбегают белогвардейцы и красногвардейцы.

Во время репетиций дело не шло, Яковлева вопила так забавно, что актёры начинали хихикать прямо на сцене. В итоге режиссёр решил оставить телегу на сцене, а «бабу» отправить кричать за кулисы. Целых пять месяцев народная артистка играла «Дни Турбиных» за кулисами, где её видели только работники театра. Однажды один из них предложил юной актрисе записать вопли на магнитофон, чтобы не надрываться каждый день. Как вспоминает Яковлева, когда она поделилась этой идеей с Квашой, он аж побледнел: «Боже мой, я же забыл про тебя! Конечно, сходи к радисту, запиши!»

Елена Яковлева на сцене театра. Фото: www.globallookpress.com

Роль проститутки — не проблема

Всесоюзную популярность Яковлевой принесла главная роль в мелодраме Петра Тодоровского «Интердевочка». В далёком 1989 году художественный фильм о валютной проститутке произвёл впечатление разорвавшейся бомбы и стал лидером проката. По опросу журнала «Советский экран», «Интердевочка» была названа лучшей кинокартиной года, а Елена Яковлева — лучшей актрисой.

   
   

Не каждая советская артистка 80-х решилась бы сыграть роль проститутки Тани Зайцевой. Но Яковлева не побоялась довериться Тодоровскому: «Я знала и любила его фильмы и изначально понимала, что ничего пошлого и гадкого этот человек не снимет. Если бы такую роль, такой сюжет предложил другой режиссёр, нужно было бы задуматься. А с Тодоровским я ни секунды не сомневалась: ну и что, что проститутка?» Таким же большим был кредит доверия Тодоровского к начинающей актрисе. Кинообщественность, мягко говоря, удивилась выбору известного режиссёра, ведь на роль «ночной бабочки» пробовались самые «сексуальные красотки» того времени: Ирина Розанова, Татьяна Догилева, Ингеборга Дапкунайте…

Елена Яковлева в фильме «Интердевочка». Кадр из фильма

От интердевочки к майору милиции

После «Интердевочки» роль «ночной бабочки» могла бы навсегда закрепиться за актрисой, но не в случае с Яковлевой. Эта артистка как никто другой умела перевоплощаться. В том же году на советские экраны вышла драма «Лестница», где она сыграла Алю, «ангела» в белой шубке и белой шапочке, спасающего от суицида главного героя. Затем была жена богатого купца Вера Филипповна в «Сердце не камень», которой были чужды окружающие её интриги, коварство и подлость. А после целая череда запоминающихся образов и ярких ролей.

Современный российский зритель хорошо помнит майора Каменскую в исполнении Яковлевой. Сериал «Каменская» по романам Александры Марининой в начале 2000-х шёл на телеэкранах целых двенадцать лет. Для народной артистки даже эта телесага стала отличным материалом для актёрского поиска: образ героини с каждым годом менялся и взрослел вместе с ней. В результате сама Маринина стала писать свои новые книги, «примеряя» Каменскую на типаж Яковлевой. А зрители полюбили майора милиции настолько, что стали полностью отождествлять актрису с её персонажем. «Меня упорно все поздравляют с Днём милиции, что, кстати, приятно: есть ещё один день, когда мне говорят хорошие слова, дарят цветы», — говорит звезда.

Сегодня Яковлева не перестаёт появляться на киноэкранах в самых неожиданных образах и амплуа. Последней её киноработой была роль Татьяны в экспериментальной караоке-комедии Жоры Крыжовникова «Самый лучший день». А совсем скоро на большие экраны выйдет новый фильм-катастрофа с участием народной артистки — «Экипаж», где она сыграла жену главного героя.

Кажется, что Яковлева уже давно реализовала свои актёрские амбиции, ведь в свои 55 лет она воплотила десятки образов, но сама актриса признаётся, что «роль мечты» у неё ещё впереди.