На 84-м году жизни скончался актер театра и кино, режиссёр, народный артист России Михаил Кокшенов. Причины смерти пока не называются; дата прощания будет объявлена позже.
В возрасте 83 лет скончался актер театра и кино, режиссер, народный артист России Михаил Кокшенов. О его смерти на своей странице в Facebook сообщила поэтесса Любовь Воропаева.
«Умер Миша Кокшенов. Светлая память!» — написала она.
Причина смерти и дата прощания пока не называются. Несколько лет назад Кокшенов перенес инсульт и с тех пор не появлялся на публике, пишет РИА Новости.
Изначально Михаил Кокшенов актером становиться не собирался. Он родился в Москве в 1936 году, в двадцать с небольшим лет окончил индустриальный техникум, начал работать инженером, но потом поддался уговорам друзей, подал документы в театральное училище имени Щукина — и поступил. К выпуску имел небольшой опыт в кино, снимался (правда, без упоминания в титрах) в «Высоте» и «Девчатах» — несомненно, знаковых лентах того времени. После окончания Щукинского училища поступил в театр имени Маяковского, потом перешел в Театр миниатюр, продолжил играть в кино — опять же, в небольших ролях, но в заметных фильмах вроде «Председателя», «Время, вперёд!», военной трагикомедии «Женя, Женечка и „Катюша“», в драме «В огне брода нет», в «Золотом теленке» Михаила Швейцера, в «Хозяине тайги», «Адъютанте его превосходительства», а также в эпопее Юрия Озерова «Освобождение».
А амплуа комедийного актера сформировалось у Кокшенова к середине 70-х.
Он перешел в Театр-студию киноактера, начал больше работать в кино. В 1975-м его снова (впервые после «Женя, Женечка…») заметили и отметили — когда Кокшенов сыграл в одной из новелл фильма Леонида Гайдая «Не может быть!». С тех пор он снимался очень много, продолжая традицию появляться в знаковых фильмах — Сергунька Ртищев в «Сказе про то, как царь Пётр арапа женил», шут в фантасмагории «31 июня», пайщик в рязановском «Гараже», спекулянт Степан в гайдаевском «Спортлото-82», Пряхин в «Самой обаятельной и привлекательной».
Кокшенов еще дважды снимался у Гайдая — в позднеперестроечных комедиях «Частный детектив, или Операция „Кооперация“» и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», сыграв там, в принципе, привычные для себя роли — грозно выглядящего амбала (или просто опасного мафиозо, как в «Дерибасовской»).
В середине 90-х, когда советское кино окончательно превратилось в российское, Михаил Кокшенов вышел на первый план. Еще с конца 80-х в моде было так называемое «кооперативное кино», снимаемое на деньги различных «спонсоров», в 1993-м, с выходом «Русского бизнеса», Кокшенов стал одним из главных лиц этого явления — наравне с Александром Панкратовым-Чёрным.
Любопытно, что с «Русского бизнеса» началась и карьера Кокшенова-режиссера. Его фильмография в качестве постановщика оказалась не менее насыщенной, чем актерская — за двенадцать лет он снял четырнадцать картин; правда, большинство из них прошло незамеченными. Кстати, актерскую фильмографию он продолжал в 90-е и нулевые практически в том же темпе, что и раньше, став одним из немногих актеров советского времени, сумевших приспособиться к новым условиям существования кинематографа.
Михаил Кокшенов, конечно, вряд ли запомнится как режиссер. Но его актерская ипостась — совершенно другое дело. Он относится к той категории актеров советского кино, которые хорошо заполняли кадр, делая его живым. Им обычно не доставались главные роли, но и сыгранных ими второстепенных персонажей зрители выделяли и любили не меньше, чем тех, кто находился на первом плане. А ничего другого актерам обычно и не нужно.