Она была актрисою. Почему Екатерина Васильева ушла из кино в монастырь

Екатерина Васильева. © / Павел Лисицын / РИА Новости

Екатерина Васильева, статная, высокая, при своём мнении и удивительно свободная, раскрепощённая — такой запомнили начинающую актрису во ВГИКе. Правда, некоторые педагоги за спиной студентки пожимали плечами и шептали: «Ну какая из неё актриса? Внешние данные всё-таки для женщины важны, а для актрисы тем более, а она уж слишком некрасива…» Возможно, Екатерина слышала эти досужие разговоры, но совершенно не обращала на них внимания. Она всегда шла по жизни своей дорогой, потому что думала, что точно знала, куда идти.

   
   
Фото: www.russianlook.com

Этой своей уверенностью, своей статью, своей нестандартной внешностью и внутренним магнетизмом Васильева покорила одного из самых главных ценителей женской красоты режиссёра Сергея Соловьёва. Он-то и стал первым мужем Васильевой. Но брак долго не продлился, слишком уж они были разные.

Фото: www.russianlook.com

Вторым супругом актрисы стал драматург Михаил Рощин. А познакомил их Олег Ефремов. Как-то Ефремов обедал в одном из ресторанов со своим другом Михаилом Рощиным. Вдруг он встрепенулся: «Посмотри, Миша, вон Васильева идёт». Тем временем Екатерина уже подошла к их столику. Тут Рощин как-то засуетился, даже покраснел: «Неужели вы та самая Екатерина Васильева!» В этот вечер Михаил пригласил Екатерину к себе домой, где… представил её своей жене. А ещё позже, ближе к ночи, после ужина он… ушёл из семьи под руку с Екатериной. Говорят, что на следующий день его супруга прислала Васильевой телеграмму со словами: «Поздравляю с днём победы». А победа действительно была. Михаил безумно влюбился. Он обожал Екатерину, боготворил её талант, среди самых красивых актрис советского времени видел только её. Но… быт убил даже такую возвышенную любовь. После рождения их общего сына Дмитрия последовал развод.

Фото: www.russianlook.com

Но Екатерина никогда, ни до развода, ни после, не страдала от отсутствия мужского внимания. Её обожали и поклонники, и режиссёры, у которых актриса была нарасхват. Она играла таких же, как она сама, самодостаточных, уверенных в себе, свободных женщин. Одна её атаманша Тульчинская в «Бумбараше» чего стоит!

Несмотря постперестроечный кризис, без работы Васильева не сидела, её постоянно зазывали в кино. Но вдруг она стала отказываться от всех предложений. А в 1993 году по Москве поползли слухи, что актриса ушла в монастырь. «Да это утка!» — отмахивались от вопросов о Васильевой её коллеги. Каково же было их удивление, когда сама Васильева признала, что она действительно отказалась от мирской жизни, от своей профессии и пошла работать казначеем в московском храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. За матерью последовал и сын — Дмитрий стал при монастыре дьяконом.

На самом деле превращение актрисы в служительницу Господню было вовсе не спонтанным. Екатерина давно была верующим человеком, ещё с советских времён посещала храм, часами беседовала со священниками. А началось всё с того, что однажды её маленький сын сильно заболел. В это время они всей семьёй отдыхали на даче. Поблизости поликлиник, больниц не было, мальчику становилось всё хуже. Но на помощь прибежала знакомая с медицинским образованием, Екатерина Трубецкая, потомственная аристократка и очень верующий человек. Она вылечила маленького Диму, а после стала лучшей подругой его мамы. Она-то и открыла для Васильевой веру, привела её в церковь в Телеграфном переулке.

   
   
Екатерина Васильева. Кадр из фильма «Приходи на меня посмотреть»

Конечно, такое превращение притянуло к Васильевой повышенное внимание как журналистов, так и коллег. Её телефон разрывался от постоянных предложений интервью, съёмок, спектаклей. А она не хотела больше никакой мирской жизни, считала её ошибкой, была уверена, что, если бы всё можно было повторить сначала, она никогда бы не пошла в актрисы. Но интервью Васильева всё-таки давала, да и в кино снималась, ездила по стране с антрепризой, хотя и признавалась, что это ей не по сердцу. Почему же она переступала через себя? Этот вопрос ей задавали не раз. И не раз, прямо глядя в глаза вопрошавшему, актриса искренне, не смущаясь правды, отвечала: «Ради заработка». Каждый раз, прежде чем вернуться на время в мирскую жизнь, она просила благословения у батюшки, у своего сына, которого теперь почитала и уважала как служителя Господня. Так она снялась в сериале «Королева Марго» в роли королевы Медичи, у Валерия Приёмыхова в «Кто, если не мы», у Олега Янковского в «Приходи на меня посмотреть», поработала в театре, а затем пришла к батюшке и стала умолять… запретить ей лицедейство. «Не могу больше!» — взмолилась бывшая актриса. На это батюшка поинтересовался: «А вы что-то ещё делать умеете?» — «Нет» — «Тогда зарабатывайте на хлеб, как можете». Сегодня Екатерина Васильева продолжает служить в церкви и зарабатывать в кино, нести свой выбранный крест, но делать это старается очень выборочно и как можно реже. Ведь она только когда-то была актрисою…