Оказался на свободе и желает убивать. «Режиссер» Сенцов стал боевиком ВСУ

Олег Сенцов. © / Сергей Пивоваров / РИА Новости

Если индивидуум говорит как нацист, действует как нацист и выглядит как нацист, значит, он и является нацистом. Однако некоторые считают, что волшебное слово «творец» может в этом что-то изменить.

   
   

Младший лейтенант, мальчик немолодой...

В последние дни напомнил о себе украинец Олег Сенцов. Благодаря публикациям в соцсетях стало известно, что он находится в рядах боевиков, участвующих в так называемом «контрнаступе» на Запорожском направлении.

Сенцов сообщил, что берет некие рубежи, но при этом пожаловался, что бронемашину, в которой он находился, подбили. При этом боевик похвастался, что получил погоны младшего лейтенанта.

В этом бахвальстве украинского нациста не было бы ничего особенного, если бы не одно «но» — сейчас он должен должен был бы не скакать с автоматом по Запорожью, а сидеть в тюрьме. А в том, что Сенцов сейчас рвется убивать русских, есть большая заслуга как мировой, так и российской творческой общественности.

Что из Сенцова смотрел Альмодовар?

Напомним, в 2011 году владелец компьютерного клуба в Симферополе Олег Сенцов снял свой первый фильм под названием «Гамер». Картина была показана на нескольких фестивалях и получила приз Гильдии киноведов и кинокритиков России на фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске. 

В 2014 году Сенцов был задержан в Крыму за создание группы, члены которой планировали совершение диверсионно-террористических актов в Симферополе, Севастополе и Ялте. Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону в августе 2015 года приговорил Сенцова к 20 годам колонии строгого режима за создание в Крыму террористического сообщества. 

Еще в июне 2014 года письмо в защиту Сенцова подписали кинорежиссеры Педро Альмодовар, Вим Вендерс, Агнешка Холланд, Майк Ли, Кшиштоф Занусси, Анджей Вайда, Кен Лоуч, Бела Тарр, Аки Каурисмяки и другие. Разумеется, ни Вайда, ни Альмодовар, ни Занусси и в глаза не видели фильма «Гамер», и о Сенцове не знали ничего, кроме того, что он «режиссер в заключении».

   
   

«Его фильмы являются тому подтверждением»

Наверное, мировым светочам, далеким от повестки, это где-то даже простительно — им что Сенцов, что голодающие дети Африки.

Но вот, к примеру, что в 2014 году выдавал титулованный Александр Сокуров: «Олег Сенцов — современный человек. Он режиссер с обостренной социальной чувствительностью. И его фильмы являются тому подтверждением... Является ли его виной то, что он оказался вовлечен в радикальные события, в которые человек его возраста и его статуса не мог не быть вовлеченным?»

Дело даже не в том, что это попахивает оправданием терроризма — наверное, режиссер просто неудачно формулирует. А вот то, что Сокуров говорит «фильмы», выдает его с головой. Фильм, как известно, на тот момент был один, и ясно, что российский светоч ничего о Сенцове не знал. Ему было достаточно волшебного слова «режиссер».

Сокуров, допустим, вечный оппозиционер. Но в июне 2014 года за Сенцова заступился Никита Сергеевич Михалков. Президент Московского международного кинофестиваля на церемонии закрытия присоединился к обращению главы Национального союза кинематографистов Украины Сергея Тримбача с просьбой освободить Олега Сенцова.

И опять — вряд ли Михалков видел фильм «Гамер», и не факт, что его видел Тримбач. Но цеховая солидарность при слове «режиссер» оказывалась важнее.

«Необходимо проявить милосердие, чтобы спасти человеческую жизнь»

Когда в 2018 году, находясь в заключении, Сенцов ломал комедию под названием голодовка, от российских деятелей культуры в адрес президента России Владимира Путина последовало обращение: «Человек умирает. Мы не думаем, что вина его настолько велика, чтобы за нее давали 20 лет... Необходимо проявить милосердие, чтобы спасти человеческую жизнь... Помилуйте Олега Сенцова, мы просим Вас».

Помимо упоминавшегося Сокурова, данное обращение подписали Андрей Звягинцев, Юрий Норштейн, Константин Бронзит, Валерий Тодоровский, Алексей Учитель, Алексей Федорченко, Павел Лунгин. К обращению присоединились также журналисты Владимир Познер и Ксения Собчак, актриса Чулпан Хаматова и глава «Роскино» Екатерина Мцитуридзе

Лейтмотив всей кампании в защиту Сенцова сводился к одному тезису: «Он режиссер, а не террорист».

«Касаемо Крыма, вернуться туда... Ну, только на танках»

В конечном счете творцы своего добились — отсидев лишь четверть положенного срока, Сенцов был помилован и стал частью обмена с киевским режимом.

И на первой же пресс-конференции в Киеве «режиссер» де-факто подтвердил, что все то, в чем его обвиняли, является правдой: «Делал все, что считал нужным. Связывался с теми, кто в Крыму. Однажды мне позвонили вечером из Киева и сказали, что там военная часть, их всех выселили из общежития, их 150 человек. И мы приехали с пятью автобусами и увезли... Звонили под конец эвакуации и спрашивали, кто там еще остался». Признал Сенцов и то, что их группа действительно обсуждала проведение диверсий и терактов.

И закончил и вовсе феерично: «Касаемо Крыма, вернуться туда... Ну, только на танках. Не нужно воспринимать мои слова буквально, вы понимаете».

Кино с нацистом в главной роли

Что до творческой стези, то Сенцов после освобождения доснял фильм «Носорог», который собирался снимать еще до тюрьмы. На проект «режиссера» было выделено более 50 млн гривен, но в прокате фильм с трудом преодолел отметку в 3,5 млн гривен — не помогли ни личная известность Сенцова, ни постоянные упоминания СМИ о том, как велик его талант. Зато в фильме в главной роли «режиссер» снял боевика запрещенного в России нацистского формирования «Азов».

Куда больше у Сенцова выходило грозить России, к примеру, рассуждать о получении Украиной ядерного оружия.

Так что то, что в итоге Сенцов оказался в рядах боевиков, было абсолютно логично.

К слову, в декабре 2022 года под Белогоровкой был ликвидирован боевик 130-го батальона 241-й отдельной бригады сил теробороны Украины Геннадий Афанасьев, входивший в крымскую группу террористов Олега Сенцова.

Вряд ли кто расстроится, если Сенцов вскоре отправится вслед за Афанасьевым — не хотели сидеть в российской тюрьме, значит, получайте то, что заслужили.

Что же до деятелей культуры, то им явно надо быть избирательнее при подписании писем в защиту кого-либо. Чтобы не приходилось всякий раз вспоминать фразу Ленина, чем именно, а не «мозгом нации» является интеллигенция.