13 августа заслуженному артисту РФ Владимиру Вдовиченкову исполняется 50 лет. «АиФ» вспомнил самых ярких персонажей актера.
2002 год, «Бригада», Валерий Константинович Филатов («Фил»), бандит, член «Бригады», друг «Саши Белого».
«Сценарий мне понравился сразу. Не буду лукавить, что раздумывал над ним. Нет, я согласился молниеносно, — рассказывал в одном из телеинтервью Владимир Вдовиченков. — Скажу больше: я хотел играть в „Бригаде“, ещё не читая сценарий. Это была одна из главных ролей, и я был студент. Закончил третий курс института. И тут мне предлагают роль в фильме, где есть идея, где есть что играть.
Самой сложной была сцена, где мы находимся на съемной квартире, и я вынужден ударить Сашу Белого за то, что он мне не доверяет. Там, как мне казалось, должна была быть не просто агрессия в кадре. А агрессия с болью, агрессия с сожалением, с внутренним противоречием.
Когда мы работали, не думали, что у сериала будет такая популярность. Более того, я сомневался в успехе „Бригады“, даже попросил у режиссера нарезку эпизодов с моим участием, чтобы хоть что-то осталось от этой работы. Но, как бы то ни было, мы просто хотели сделать эту картину максимально честно.
То, каким получился Фил на экране, это была и режиссерская задумка, и мое собственное ощущение относительно Фила. После съемок в этом фильме какие-то черты вышли во мне на первый план. Они были во мне. Но дремали. За полтора года, что шли съемки, изменилось мое отношение к жизни — все-таки приходилось играть экстраординарную судьбу. Судьбы всех наших героев не среднестатистические. Жизнь своего персонажа поневоле проецируешь на свою собственную. Так что всем нам пришлось повзрослеть».
2003 год, «Бумер», Константин Андреевич Огородников («Костя» «Кот»)
«С режиссером Петром Бусловым я познакомился во ВГИКе, когда снимался в его экспериментальной картине „Тяжелая работа старых мойр“ вместе с Андреем Мерзликиным, — рассказывал в интервью Вдовиченков. — Кстати, „Бумер“ был полнометражным дебютом Буслова. Для меня это фильм — о попытке взять от жизни всё, что, как кажется героям, им принадлежит. Первый „Бумер“ — это была история про дружбу, а второй „Бумер“ — про мечту».
Петр Буслов сомневался, давать ли Вдовиченкову роль в «Бумере». К тому времени уже начались съемки «Бригады». И режиссер, как вспоминает актер, спрашивал: «Вован, ну нафига ты это сделал? Там четверка друзей, здесь четверка друзей, зачем ты туда пошел?» Буслов проводил долгие пробы. Но в итоге всё же отдал роль «Кота» Владимиру. «Я, честно, старался его не подвести. Когда прочитал сценарий, сказал: „Петя, если дело будет упираться в деньги, я готов сниматься бесплатно!“» По словам актера, он ни на секунду не сомневался в успехе «Бумера»: «Я был уверен на триста процентов в „Бумере“, в отличие, например, от оператора Дани Гуревича, который говорил: „Бумер“ — это тренировка“».
Музыкальная тема картины одновременно является рингтоном на мобильном телефоне Кота, которого сыграл Вдовиченков. После выхода на экраны фильма эта мелодия стала невероятно популярной у владельцев телефонов. Говорят, её автор Сергей Шнуров (который в то время был популярен много меньше этого фильма) заработал порядка 1 миллиона долларов.
Вдовиченков за роль в фильме «Бумер» стал лауреатом премии «Кумир» и получил диплом за актёрскую работу в профессиональном кинематографе на XXIII Международном фестивале ВГИКа).
2009 год, «Тарас Бульба», Остап
По словам Владимира Вдовиченкова, самым сложным в исторической драме Владимитра Бортко для него было сыграть «остаповскую безусловную веру». По мнению актера, в людях 21 века подобная вера отсутствует. Его герой «безоглядно верит отцу, верит в Бога. Понятие „Отечество“ для него святое». В отличие от своего персонажа в фильме «Тарасе Бульба», Вдовиченков, что бы он ни делал, «всегда сомневается». А Остап «искренне убежден, что все, что он делает, является правильным, у него не возникает и тени сомнений. Я — другой». Когда фильм выходил на экраны, в отношениях Украины и России начался сложнейший период. По словам актера, «как бы это ни оценили поляки, украинцы, русские», ему было «в общем-то наплевать. Мы же играли Гоголя, а не придумывали сами». С трактовкой Владимира Бортко актер, кстати, не согласен: «как автор фильма он акцентировал внимание на Тарасе Бульбе не как на отце, а как на патриоте. Русском патриоте, борце за какую-то идею, которая, на мой взгляд, не стоит свеч».
2021 год, «Батя», Владимир «Батя»
По словам Владимира Вдовиченкова, он считает эту роль одной из самых удачных в своей карьере. Ему было интересно исполнить «собирательный образ отца, который живет в лихие 90-ые, стабильно работает на заводе и думает, что так и будет всю жизнь». Потом жизнь резко меняется, «он пытается подработать, где придется. Перевозит какой-то груз, вовлекается в МММ, занимается куплей-продажей валюты на рынке». Как говорил в одном интервью актер, предложение сыграть подобную роль он счел «уникальной возможностью почувствовать себя на месте отца того времени». Ведь дети всё помнят «со стороны ребенка, когда многое казалось непонятным, несправедливым или глупым. Когда ребята дали мне возможность посмотреть на ситуацию со стороны родителей, я воспринял эту идею с азартом и юмором». Единственной проблемой на съемках картины для артиста стало то, что его жену на экране исполняла его супруга в жизни Елена Лядова и ему было трудно кричать на нее и скандалить с ней, чего требовал сюжет «Бати». А Лядова в свою очередь очень погружалась в роль.