Норелл: «Любовь россиян к нашей музыке заставила возродить Secret Service»

Тим Норелл. © / Из личного архива

Мульти-инструменталист, создатель и композитор шведской группы «Secret Service» Тим Норелл в интервью АиФ.ru рассказал о русской жене Лене, сотрудничестве с солисткой ABBA Агнетой Фельстког и группой «Army of Lovers», а также о том, как гастроли в России заставили его реанимировать легендарный коллектив.

   
   

Владимир Полупанов, АиФ.ru: — Группа «Secret Service» была невероятно популярна в 80-е в СССР. Я сам был фанатом вашего коллектива. Отголоски этой популярности в Советском Союзе доходили до вас? Если да, то в каком виде?

Тим Норелл: — На самом деле все эти годы до меня не доходила никакая информация о том, что наша группа была очень популярна в СССР. Universal music (звукозаписывающая компания, которая издавала нашу музыку) скрывала от нас эту информацию и за все эти годы не выплатила нам ни копейки. Поэтому Россия и все страны бывшего СССР оставались для меня, да и для других членов группы, белым пятном.

— А когда вы первый раз оказались в нашей стране?

— Первый раз мы посетили Россию в 2006 году, когда нас пригласили принять участие в фестивале «Легенды Ретро FM» в Москве. Когда мы приехали на площадку, я был шокирован масштабом спорткомплекса «Олимпийский». Мы должны были спеть три песни. Когда начали играть, люди стали петь вместе с нами, и в этот момент мы поняли, насколько наша группа популярна в России. Я был очень удивлён такому успеху в вашей стране. Везде, куда бы мы ни приезжали, мы имели грандиозный успех, российские зрители знали наши песни и приходили с альбомами «Secret Service», об издании которых мы даже понятия не имели, для автографов.

Группа «Secret Service» на международном музыкальном фестивале «Легенды Ретро FM». Фото: Ретро FM

— Вы были только в крупных городах или вам удалось посмотреть глубинку России?

— До пандемии у нас было очень много концертов по России. Мы гастролировали вплоть до февраля 2020 года. На тот момент мы успели завершить только первую часть тура. Поэтому собираемся вернуться, чтобы завершить вторую часть. Мы побывали примерно в ста разных городах вашей страны и побывали даже в закрытом городе Новоуральске, глава которого является нашим большим поклонником.

   
   

— Какие у вас впечатления о нашей стране?

— Я очень люблю Россию, восхищаюсь русскими и тем, как они живут. Меня смело можно назвать фанатом России. Мои впечатления о России присутствуют в моей жизни круглосуточно, так как я живу с Леной (супруга Тима русская — Ред.) и слышу её разговоры по телефону каждый день (смеётся). Мы разговариваем о России достаточно много.

Мне нравится и русское кино. В частности, мой самый любимый телесериал «Мастер и Маргарита» (2005 г.). В молодости я даже прочёл эту книгу Михаила Булгакова. Но сериал тоже невероятно впечатляющий!

О России я слышу много историй от Лены и стараюсь записывать их у себя в телефоне, чтобы запомнить. Самая впечатляющая — это история, которая будет представлена в нашем новом мюзикле. Он о молодости Лены и её жизни в СССР, а также отчасти о том, как мы встретились, хотя это больше сказка.

Тим Норелл с супругой Еленой. Фото из личного архива

— Вы говорите о мюзикле «Ten O’Clock Postman»?

— Именно. Большая часть истории в этом мюзикле происходит на территории СССР, где жила Елена до конца 80-х.

— Где его можно увидеть?

— Мюзикл ещё не поставлен. Сейчас идут переговоры о постановке с одним из известных московских театров, название которого мы сообщим позже.

— Я слышал, что вы писали и для российских артистов. С кем из россиян сотрудничаете?

— Я написал две песни для молодой и очень талантливой российской певицы Дэи. Относительно недавно вышла песня Людмилы Соколовой «Anything for love». Ещё работаю с украинской певицей Анютой Славской.

Все три певицы талантливые, достаточно амбициозные, чтобы стать большими звездами. Они обладают невероятно запоминающимися голосами, которыми я восхищаюсь. Манера пения Людмилы мне напоминает манеру исполнения Брайана Адамса.

Разумеется, надеюсь на сотрудничество и с другими российскими артистами. Но сейчас большое количество времени я посвящаю работе над новым альбомом для Secret Service, а также издаю свои сольные песни, для которых сам пишу музыку и тексты.

— Напомните историю создания «Secret Service» и вашего знакомства с Улой Хокансоном?

— В конце 70-х годов я работал в школе учителем музыки, где познакомился с Ульфом Вальбергом, который также работал учителем музыки. Кроме того, Ульф подрабатывал тем, что печатал ноты уже изданных песен на машинке для одного издательства. Он предложил мне ему помогать, и мы стали печатать вместе. Ульф представил меня шефу этого издательства. Это был Ула Хоканссон. Я наиграл ему несколько своих мелодий, и Ула очень ими заинтересовался. Он заметил: «Тим, в твоих мелодиях есть что-то уникальное. Давай попробуем записать демо в студии со мной и моими друзьями?» Я согласился. Так и началась история группы Secret Service.

— Когда случился первый взлёт и самое большое падение?

— Первый наш взлёт был, когда вышла песня «Oh Susie», которую я изначально написал на шведском языке для группы «Ola+3» (впоследствии группа стала называться Secret Service). Тогда мне сказали, что если записать эту песню на английском, она станет мировым хитом. Мы так и сделали, после чего отправили на европейские радиостанции и дискотеки. В итоге песню стали крутить везде.

Мы не хотели быть очередной знаменитой шведской поп-группой. Наш издатель сказал: «Если вы хотите быть Secret (секретными), почему бы группу не назвать Secret Service?» Мы распечатали наклейки с одной единственной надписью «Oh Susie». Я сам их расклеивал по всему Стокгольму. Была проделана действительно большая работа.

Спустя какое-то время по всей Швеции на радиостанциях и дискотеках стали крутить «Oh Susie». Однако на тот момент никто не знал, кто мы такие. У меня был тогда псевдоним Hob/Gaga. Все песни выпускались под этим именем. То есть всё сохранялось «в полном секрете». Вскоре песня стала номером один не только в Швеции, но и во Франции, Германии, Бразилии, а также в других странах. Это был самый большой взлет в истории «Secret Service».

А самым сложным периодом в истории группы стал уход Улы из группы в 1987 году. Ему исполнилось 42 года, к тому времени он просто устал. Лично для меня — это был не самый тяжёлый период, так как на тот момент я уже работал со многими другими артистами. Однако через некоторое время я понял, что песни, которые продолжаю писать, несмотря на то, что группа уже не существовала, не подходят для других артистов. Поэтому многие из них я собрал сейчас для нашего нового альбома.

Группа «Secret Service». Фото Тима Норелла

— До 2006 года вы являлись «закулисным» участником «Secret Service» — не выступали на сцене, а также, как я слышал, даже не фотографировались вместе с другими участниками. Почему вы оставались в тени?

— Во-первых, я никогда не оставался в тени. Я просто работал день и ночь. Буквально всё своё время посвящал написанию музыки. Когда ты сочиняешь мировые хиты, то работаешь и пишешь постоянно, находясь в непрерывном творческом потоке — пишешь-выбрасываешь-начинаешь заново. И так по кругу. Так происходит не только со мной, но и, например, с участником группы АВВА Бенни Андерссоном. Как-то Бенни пригласил меня на студию послушать пять новых песен, чтобы узнать моё мнение, так как он сомневался, хорошие ли песни он написал. Я говорил, что песни неплохие и понравились мне. Он уточнил: «Да, тебе они понравились, но могут ли они стать хитами?» Я ответил: «Возможно». Но Бенни взял и просто «выбросил в корзину» все эти пять песен.

Так происходит довольно часто, когда работаешь с музыкой — ты должен быть уверен в том, что эти песни станут хитами. Ты должен писать, писать и писать, выбрасывать, выбрасывать и выбрасывать. И начинать всё заново. Что я в целом всегда и делал. Также на тот момент у меня была семья. И всё своё свободное время я уделял жене и трём дочерям.

А, во-вторых, в группе уже было пять человек, поэтому я для себя решил, что для фотографий шесть человек — это слишком много (смеётся).

Фото из личного архива Тима Норелла

— Вы написали массу песен и для других исполнителей. С кем из них вам было наиболее комфортно работать? И с кем ваш композиторский талант раскрылся также ярко, как и с «Secret Service»?

— Я действительно написал огромное количество песен для других артистов. Большинство из них, помимо «Secret Service», в то время я писал для двух юных сестер — Лили и Сьюзи. С ними было очень комфортно и интересно работать. Для них я мог сочинять более лёгкие и жизнерадостные песни, которые не подошли бы для Secret Service. Также мне очень нравилось работать с Томми Нильссоном — у него просто фантастический голос. А также мне удалось поработать с Агнетой Фельтског. Агнета и Томми обладают просто фантастическими голосами и очень близки мне по духу. Когда ты пишешь песни для таких артистов, это очень мотивирует.

В конце 80-х Александр Бард и Ула помогали мне с текстами песен. И когда Александр Бард создал «Army of lovers», я написал несколько первых песен для этой группы, после чего они стали делать всё самостоятельно. Однако спустя год или два Александр вновь вернулся ко мне, спросив, есть ли у меня новые песни для «Army of lovers»? И я отдал им: «Give my life», «Venus And Mars» и «Lit de Parade».

Еще один прекрасный певец был очень близко мне по духу, я говорю о Джерри Уильямсе (Эрик Свен Фернстрем, выступавший под псевдонимом Джерри Уильямс — Ред). Для него я написал много песен. К сожалению, его не стало в марте 2018-го.

— В 1986 году Шведский олимпийский комитет отправлял заявку на участие в Зимних Олимпийских играх 1992 года. И вы написали и спродюсировали для Олимпиады две дуэтные композиции Агнеты и Улы Хоканссона — «The Way You Are» и «Fly Like The Eagle». Тогда Швеция не выиграла заявку, но ваши песни стали хитами. Можете чуть подробнее рассказать о сотрудничестве с Агнетой Фельтског?

— Когда Агнета объявила, что уходит со сцены, мы предложили ей дуэт с Улой. Она пригласила нас к себе домой, и мы исполнили две песни для неё, которые я написал конкретно под её голос. Мы ожидали, что она, возможно, выберет одну из двух. Она взяла домой обе кассеты, чтобы внимательно послушать. А спустя два дня позвонила и сказала, что хочет записать не одну, а сразу две песни, что нас очень удивило.

Агнета пришла к нам на студию. Её голос звучал божественно. Все находящиеся рядом просто замирали, когда слушали её. Так мы записали две песни «The Way You Are» и «Fly Like The Eagle» в её собственной манере. Уле пришлось подстраиваться, в какой-то момент его голос переходил даже на крик. Но в итоге всё прошло успешно. Для нас Агнета стала очень хорошим другом.

Когда мы были на благотворительном концерте, мы оказались вместе — с одной стороны от меня была Агнета, а с другой — Питер Сетера из американской группы «Chicago» (один из вокалистов и бас-гитарист). Мы разговорились, и Питер пригласил Агнету спеть с ним в Америке. Она всегда боялась летать, однако ради такой работы пересилила страх, чтобы записать с ним новую песню. Но в какой-то момент решила больше не петь и ушла со сцены. У нас сохранились хорошие дружеские отношения. Однако мы давно не общались, поэтому, скорее всего, я в ближайшее время с ней свяжусь, учитывая то, что у группы АВВА вышел новый альбом.

— Да, участники ABBA, спустя 40 лет, выпустили альбом «Voyage». Как вам их новые песни?

— Мне очень понравились тексты всех песен. Но аранжировки и мелодии как-то очень похожи на мюзиклы. Чувствуется, что Бенни последние 30 лет своего творчества посвятил написаниям мюзиклов.

— Что вы вообще думаете о возвращении ABBA спустя столько лет?

— Для меня это очень большой сюрприз. Более старые группы до сих пор создают новую музыку. Зачастую именно ветераны выпускают более качественную музыку, нежели молодые авторы, которые часто используют компьютерные технологии. Я пишу песни старым методом. В целом, хорошая музыка и должна создаваться именно так.

— Шведская поп-музыка популярна во всем мире. Она невероятно мелодичная. Можно привести массу примеров. С чем это связано, на ваш взгляд?

— Шведская музыка весьма специфична. Она представляет собой комбинацию грусти и счастья, которые очень гармонично сочетаются. В Швеции все дети имеют возможность учиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте в школе. Обычно начинают с флейты, а примерно через год могут выбирать: пианино, виолончель, гитара — всё то, что захочет ребенок. Поэтому у нас много детей учатся в музыкальных школах. Всё это создаёт особенные условия для развития шведской музыки.

— Вы были участником проекта The Megatrio и писали музыку для молодых шведских артистов. Что это был за проект?

— В этом проекте участвовал я, Ула Хоканссон и молодой продюсер Андерс Ханссон. Мы спродюсировали большое количество артистов, начиная с 1985-го и до начала 1990-х.

— С кем из шведских артистов сегодня продолжаете работать как композитор?

— Возможно, совсем скоро Александр Бард вернётся к творчеству, так как поговаривает о воссоединении группы Army of Lovers. И, конечно, он попросит меня написать песни для своей группы.

Группа «Secret Service». Фото из личного архива Тима Норелла

— Группа «Secret Service» распалась в конце 80-х. И возродилась в 2006-м. С чем это было связано?

— Причина распада связана с тем, что Ула покинул группу. Он не хотел продолжать петь, стал бизнесменом. Поэтому в 1987 году мы выпустили наш последний совместный альбом. Ула тогда сказал, что уже не может выдерживать сценическую деятельность по причине возраста, поэтому покидает группу. Я стал активно сотрудничать с другими артистами.

Когда нас пригласили на концерт в Россию в 2006 году, и мы увидели любовь русских к нашим песням и к нам, я предложил реанимировать группу. Мы стали искать нового вокалиста. С 2018 года место солиста в «Secret Service» занял Джон Бекер. Мне он очень нравится как артист. Мы все вместе работаем над новым альбомом. После «Lit de Parade», возможно, выпустим «You stole my heart» или песню в стиле диско «Jane». Пока еще размышляем над этим. Но они уже почти готовы.

— Когда нам ждать новый альбом группы?

— Он выйдет в марте-апреле 2022 года. Скорее всего, в нём будет около десяти песен. Сейчас всё своё время я посвящаю этому альбому. Лена настаивает на том, чтобы я продолжил писать и исполнять свои сольные песни. Например, «Beautiful» я написал, когда встретил Лену. Я ее недавно издал и снял на нее видео.

— В октябре этого года «Secret Service» выпустил свою версию песни «Lit de Parade», которую вы написали для группы «Army of Lovers». Что побудило вас её перепеть?

— Однажды я проснулся посреди ночи, в моей голове крутилась новая мелодия. Я буквально сразу понял, что это что-то новое для «Lit de Parade» (хотя в это время я работал над новой песней «You stole my heart»). Я разбудил Лену, и мы записали на диктофон эту мелодию, чтобы не забыть. А утром я уже перенёс новую версию «Lit de Parade» на компьютер. Таким образом, появилось новое звучание песни.

Предыдущей версией этой песни в исполнении группы «Army of Lovers» я не был до конца удовлетворён, так как она получилась слишком комичной. А новую версию я решил сделать уже с группой «Secret Service». И сразу же представлял себе клип на эту песню с балетной танцовщицей. Так и сделали!

Работал над этой версией около двух месяцев. И как только её завершил, продолжил работу над песней «You stole my heart» и песней в стиле диско «Jane». Песня и клип на песню «Lit de Parade» вышли в один день, поэтому, увидев результат работы, я был в восторге. Особенно был восхищён балетной хореографией. Когда я заканчиваю одну работу, сразу же приступаю к следующей.

Как-то Дэвида Боуи спросили: «Какая у вас лучшая песня, по вашему мнению?» Он ответил: «Самая последняя...» Для меня это абсолютно так же — последняя песня всегда лучшая. Когда выйдет наш новый альбом, вы и услышите эти так называемые «последние» песни.

В него также войдут инструментальные композиции. Нам говорили, что это несовременно, однако у нас уже были инструментальные вещи в восьмидесятых, например, Aux Deux Magots. На эту музыку многие писали потом тексты, а также часто проигрывали на радио. В новый альбом я также включу одну или две.

— У вас есть дома в Испании и Швеции. Где вы проводите большую часть времени? Где лучше пишется? И вообще, что вам нужно для того, чтобы творить?

— Я могу сказать, что в Испании и в Швеции я провожу время в соотношении 50 на 50. Несколько лет назад у меня случился инсульт, поэтому когда очень холодная и снежная погода в Швеции, я чувствую себя на родине не очень хорошо. В этом случае оставаться в Испании самый подходящий для меня способ. Там года три назад зимой выпал снег, но шёл всего лишь один день. А в основном там тепло и солнечно.

Конечно, бывает, что вдохновение приходит в серую, холодную, дождливую погоду. Ты сидишь и работаешь при свечах. Но бывает и наоборот, когда прекрасная и солнечная погода, и на тебя моментально снисходит вдохновение. Поэтому трудно точно сказать, где и когда лучше пишется. Это зависит не от внешних обстоятельств, а от внутренних. Например, после просмотра сериала «Мастер и Маргарита», мне хочется пойти в студию и начать творить.

Группа «Secret Service». Фото из личного архива Тима Норелла

— Чем занимается ваша предыдущая супруга и ваши дети?

— Что касается моей бывшей жены, я не знаю, чем она занимается. Мы хорошие друзья, иногда созваниваемся, чтобы узнать, как у каждого из нас дела, не более того. Две наши дочери занимаются творческой работой. Старшая (ей 42 года) работает журналисткой в Стокгольме. Две другие девочки — близняшки: Джулия — руководитель в H&M в Швеции, Джозефин живёт в Австралии, у неё своя компания по производству шоколада и сеть кафе, где подают кофе и шоколад. Двое моих внуков также живут в Австралии. Они очень талантливы и проявляют себя в музыке. Я дарил им музыкальные инструменты на Рождество. Может быть, однажды они так же, как и я, станут композиторами.

Сын моей нынешней жены Елены так же является сыном и для меня. Он живёт за городом Стокгольма. Он подарил нам еще одного внука.

— А нынешняя супруга Лена кем работает?

— Когда я встретил Елену, у неё было собственное книжное издательство, до этого она была в строительном бизнесе и управляла фабрикой на юге Швеции по производству окон. Но, когда у меня случился инсульт, она решила помогать мне с моим бизнесом, так как после этого случая мне стало гораздо сложнее летать в ту же Москву, заниматься делами группы. Поэтому сейчас Елена — менеджер группы, и именно она занимается всеми организационными делами.

Тим Норелл с супругой. Фото из личного архива

— Как вы проводите свободное от работы время?

— Мы с Леной любим проводить время за бокалами хорошего вина после спа-процедур. Что касается хобби, то, когда мне было 10 лет, я просто обожал итальянские модели автомобилей Alfa Romeo. Я проводил дни напролет в магазине, где продавались автомобили этой марки, сидя в салонах машин. После этого влюбился в эти автомобили. Сейчас модели Alfa Romeo не такие, какие были раньше, но они мне до сих пор очень нравятся.