12 октября исполнителю роли Рудика — Родиона Петровича Рачкова — в культовой мелодраме «Москва слезам не верит» исполнилось бы 80 лет.
Он вполне мог бы еще если не сниматься, то уж точно — выходить на сцену Малого театра, который всегда обожал своих стариков.
Но стариком Юрий Васильев не стал. Ушел в расцвете сил. В 59. Так же тихо, как жил. Прилег отдохнуть после тяжелого дня, проведенного под палящим солнцем, и не вышел к ужину. Как ни звала его любимая Нелли…
Лав-стори с Галиной Польских
Жена, театр и кино появились в жизни Васильева практически одновременно. И все годы — без малого четыре десятилетия — он оставался верен и супруге, и прославленной сцене Малого. Такой уж был человек. Не чета соблазнителю-обманщику Рудику.
Только почему же не суждено было актеру стать яркой звездой? Почему не любил он рассказывать о личном, напрашиваться на роли? Отчего прятал талант и при этом чувствовал себя второгодником без официального звания народного?
Родители Юрия не имели отношения ни к кино, ни к театру и мечтали, чтобы сын получил серьезную профессию. Но красивого статного юношу с пронзительными глазами ждали кинокамера и сцена. Он был просто «обречен» на бешеный успех, когда поклонницы не дают прохода, журналисты выстраиваются в очередь за интервью, а режиссеры наперебой предлагают ведущие роли…
Начало карьеры действительно было многообещающим. В 20 лет Юрию предложили главную роль в картине «Ловцы губок». Неопытный студент отлично справился с драматической историей греческого парня: играл, не робея, мастерски исполнил сиртаки. Половина успеха, конечно, принадлежала Нелли Корниенко: молодожены переживали медовый месяц. Играть любовь не пришлось.
Однако событием фильм не стал. Названия последовавших за дебютом картин и вовсе ничего не скажут сегодняшнему зрителю.
Прорыв случился только через семь лет после «Ловцов...», когда Сергей Герасимов придумал для своей ученицы Гали Польских лав-стори журналиста-международника и провинциальной заводчанки. Любовная линия не была основополагающей: в дорогу корреспондента позвали письма кляузницы, завалившей жалобами столичную редакцию. Однако не показать во всей полноте молодость и красоту Юрия Васильева, сыгравшего журналиста, и Галины Польских для мэтра кино было бы непростительной ошибкой.
Картина получилась успешной. «Советский экран» признал «Журналиста» фильмом года. Жюри Московского кинофестиваля присудило ему Большой приз. А Васильев получил такую порцию славы и зрительской любви, что хватило надолго. Но… все-таки не на всю жизнь.
За 13 лет после «Журналиста» ничего выдающегося в кино у актера не случилось.
«Полиция все может»
Неизменной оставалась лишь его привязанность к Малому театру. Даром что и здесь Васильев не хватал звезд с неба. Да, его приняли в труппу сразу после ГИТИСа. Да, он не начинал с массовки. Однако и главными ролями молодого красавца режиссеры не баловали. Почему? До сих пор загадка для коллег Юрия Николаевича. Спустя годы многие признавались: талант остался недооцененным. Не дожил. Не доиграл. Только теперь-то уж что?
Никогда и никому Васильев не жаловался на судьбу. Даже жене. Хотя в 1974 году прима Малого Нелли Корниенко уже получила звание народной, он — всего лишь заслуженного. Ей доверяли ведущие партии, он часто довольствовался вторым составом.
После «Журналиста» актер считал недостойным соглашаться на проходные роли. Коллега Борис Клюев вспоминал, как пенял Васильеву: разве можно отказываться, работай, пока предлагают… В результате из трех десятков сыгранных киноролей, пожалуй, только шесть достойны упоминания. Кроме двух названных это «Валентин и Валентина», «Мы из джаза» и «Летучая мышь». Роли небольшие, но в густой звездной массе Васильев не потерялся. Он умел и скромную работу выполнить так, чтобы зритель его запомнил.
Худрук Малого театра Юрий Соломин рассказывал, как однажды, помогая ему в постановке пьесы «Коварство и любовь», Васильев напросился сыграть эпизод, состоявший буквально из одной фразы. Загримировался под мавра, придумал себе характер. И зал взрывался аплодисментами всякий раз, когда он произносил: «Полиция все может».
39 лет — и ни одного повода
Очередной взлет популярности Юрий Васильев испытал после фильма «Москва слезам не верит», сыграв телеоператора Рудика, обещавшего эру «сплошного телевидения» сначала Кате, а потом и дочке Александре. Говорят, актер тогда двумя руками ухватился за эту работу. Словно предчувствовал успех, в который мало кто верил. Не побрезговал отрицательным персонажем. Хотя до него от роли отказались Владимир Ивашов, Евгений Жариков и Лев Прыгунов.
По большому счету только в роли Рудика многие и помнят сегодня Юрия Николаевича. В 1992 году вышли две ничем не примечательные картины с его участием. После этого он на семь лет исчез из поля зрения любителей кино. Чтобы уже никогда больше не появиться на экране. Семимильными шагами устремлялась в будущее эпоха «сплошного телевидения», в которой по иронии судьбы места Васильеву не нашлось.
Ему было уже под 60, когда он неожиданно для себя самого позвонил Владимиру Меньшову: все вокруг народные, один он без звания… Единственный раз в жизни Васильев попросил за себя. Каких усилий это стоило ему, никто теперь не скажет. Однако Меньшов похлопотал, и приказ о присвоении звания народного артиста Юрию Николевичу Васильеву был подписан. Только получить он его не успел.
23 мая актер поздравлял супругу с днем рождения. Говорил нежно: «Родная… Любимая…» За 39 лет совместной жизни он ни разу не дал повода усомниться в его верности. А спустя 12 дней ушел навсегда. О том, что сердце у него болело с детства, никто из коллег не знал.
Нелли Корниенко пережила мужа на 20 лет. И покинула этот мир так же тихо. В этом году. Когда в Москве громко отмечали День Победы.